Ольга Переяславцева
Уголки уединения как одно из условий создания единого образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа
«Уголки уединения, как одно их условий формирования единого образовательного пространства для дошкольников с речевыми нарушениями»
Подготовила:
Переяславцева О. В.
учитель-логопед
2021
Публикация «Уголки уединения как одно из условий создания единого образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах
Изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени определили перед дошкольным учреждением непростую задачу - построить свою деятельность так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательного учреждения на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию.
В дошкольном учреждении образовательная деятельность выстраивается вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим.
Одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда.
Особенно важна развивающая среда для дошкольников с нарушениями речи.
Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет в настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Помощь такие дети получают на базе групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, начинают стесняться своей речи, избегают ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Всем известно, что неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребё нка: делает его застенчивым, молчаливым, нерешительным, тревожным, иногда агрессивным, затрудняется его общение с другими людьми.
Поэтому, особенно здесь, необходима доброжелательная обстановка и индивидуальный подход к каждому ребенку.
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (также, как и в других группах) обустроено особое место, где дошкольники могут побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения.
Основной целью создания уголков уединения в группе является преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
1. Создание благоприятного микроклимата в группе ДОУ.
2. Обучение детей способам выражения гнева приемлемым способом.
3. Обучение детей приемам регуляции своего настроения.
4. Повышение самооценки тревожных и застенчивых детей.
5. Обучение детей бесконфликтному общению друг с другом.
6. Сплочение детского коллектива.
Интересный дизайн из ярких ленточек, вуали, тонких блестящих нитей, приглушенный свет создает ощущение защищенности и спокойствия, но в то же время помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает им ощущение безопасности.
Уголок уединения безопасен для ребенка, педагоги через ленточки и вуаль всегда могут видеть, чем занимается ребенок.
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Там располагаются не только это красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, предметная среда в уголке носит развивающий характер побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
Атрибуты для игр периодически меняются, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
Наполнение уголка уединения
• семейные и групповые фотографии;
• мягкие пуфы для размышлений;
• мягкая игрушка, кукла для беседы, утешения;
• мягкие подушки
• игрушки антистресс;
• коробочки-кричалки;
• ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко);
• массажные мячи - «ежики» для обучения детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
• коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);
• набор бумаги для разрывания;
• • цветные клубочки пряжи разного размера (разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции);
• прозрачные баночки (с плотно закрытыми крышками) с различным сыпучим наполнением: ракушки, морские камешки, пуговицы и т. д. ;
• игрушечный телефон (ребенок может совершать воображаемые звонки близким людям для снижение психоэмоционального напряжения);
• коллекция мелких игрушек, ракушек, крупных пуговиц, морских камешков
• зеркало эмоций (для улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях);
• волшебная палочка (для повышение самооценки тревожных и неуверенных в себе детей; снятие у ребенка чувства скованности, зажатости)
• дидактические игры «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках» и др
• коврик дружбы (для развития коммуникативных навыков, обучения детей бесконфликтному общению);
• коробочка со сказками (для развития коммуникативных навыков, творческих способностей).
При знакомстве с уголком уединения дошкольники знакомятся с правилами Уголка уединения
1. Каждый человек иногда хочет побыть один. Уголок уединения – это место для того, кто захотел побыть один.
2. Каждый ребенок в любое время может зайти в уголок, не спрашивая разрешения воспитателя.
3. Но если место уже кем-то занято, то придется подождать. Можно постучать и спросить разрешения присоединиться к тому, кто там уже есть.
4. Нельзя беспокоить того, кто находится в этом месте.
Педагоги, в свою очередь, тоже придерживаются определённых правил по работе с Уголком уединения
Это место в группе, в котором ребенок может укрыться от других и какое-то время побыть один, поиграть в неактивные игры.
Может находиться один ребенок или ребенок с партнером для игры, которого он выбрал и пригласил самостоятельно.
Должен быть удален от центра игрового пространства группы, проходов.
Соблюдаются правила пользования уголком уединения.
Дайте каждому ребенку по очереди осмотреть и попробовать уголок уединения.
Интерес детей к уголку уединения и конкуренция будут высокими.
Не используйте место уединения, чтобы изолировать ребенка от остальных.
Не прерывайте пребывание ребенка в месте уединения.
Не используйте уголок уединения, чтобы регулировать дисциплину в группе.
Если большое число детей одновременно захотят побыть в уединении, предложите всем релаксационную игру.
Уголки уединения сразу становятся любимым местом для детей, где создается легкое и хорошее настроение, где ребенок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоится и расслабиться. Благодаря уголку уединения, ребята становятся более доброжелательными отзывчивыми друг к другу, становится меньше конфликтных ситуаций. Застенчивые дети становятся более уверенными в себе, активнее идут на контакт со взрослыми и детьми.
Уголок уединения - это настоящий помощник для педагогов, особенно в группах компенсирующей направленности, в которые дети зачисляются каждые два года, некоторые дети приходят к нам и на один год.
Уголки уединения помогают более быстрой адаптации детей. Педагог может предложить ребёнку пройти в зону уединения, поиграть там, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость) и помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку.