Получи документы

Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды

Анна Шипковская
Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды

Укрепление здоровья детей через организацию в группе здоровьесберегающей предметно-пространственной среды.

По Уставу всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.

Нет ничего важнее для любой страны, чем здоровье детей, т. к. оно определяет будущее государства, его научный и творческий потенциал.

В современном мире проблема здоровья детей – это комплексная государственная задача, это проблема не только медицинская, но и педагогическая.

Публикация «Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Я задумалась, как же мы, как педагоги, можем помочь детям в укреплении и сохранении здоровья? Как создать для детей здоровьесберегающую среду, как сделать нашу группу местом, где дети каждодневно будут получать неустанную заботу о своём здоровье, успешно жить и развиваться? Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, и поэтому от того, насколько грамотно будет организована здоровьесберегающая среда и режим детей - зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Таким образом, идея укрепление здоровья детей лежит через создание условий в образовательном пространстве, способствующих общему оздоровлению и повышению иммунитета.

Обогащая предметно-пространственную здоровьесберегающую среду, необходимо придерживаться следующих принципов:

-принцип безопасности;

-принцип эмоционального благополучия и психологической комфортности;

-принцип открытости;

-принцип доступности;

-принцип ориентации на зону ближайшего развития;

-принцип гибкого зонирования;

-принцип эстетической организации среды.

По мнению кандидата педагогических наук Гайдукевич С. Е., «Образовательный процесс не может осуществляться вне определённого социального, пространственного и предметного окружения, называемого образовательной средой. Она выступает, во-первых, в качестве разнообразных здоровьесберегающих технологий, во-вторых, как условие для их практического применения».

Я так же считаю, что среда, окружающая ребёнка и непосредственно влияющая на его развитие, должна способствовать укреплению его здоровья, должна быть безопасной для маленького человека, способствовать созданию комфортных условий для образования. Первоочередная задача образовательной среды – обеспечение ребёнку чувства психологической защищённости (психологическое здоровье, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития.

По моему мнению, чем больше здоровьесберегающих средовых ресурсов содержит среда, тем она богаче, тем больше обеспечивает дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружает его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывает у него культуру здоровья.

Создавая здоровьесберегающую образовательную среду - реальную действительность, в условиях которой происходит укрепление здоровья и развитие ребёнка, стремилась сделать её насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Наполняя ее, необходимо учитывать, что никто лучше самого ребёнка не знает, какое пространство жизнедеятельности оптимально и привлекательно для него. Поэтому мы с детьми действуем как партнёры, даём возможность детям участвовать в изменении среды, создавать её вместе с нами вновь и вновь в соответствии со своими вкусами и потребностями. В здоровьесберегающей среде группы заложена реалия того, что ребёнок становится творцом своего здоровья.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей путем создания здоровьесберегающей среды в пространстве группы.

Задачи:

1. Наполнение и обогащение предметно-развивающей среды средствами, материалами, пособиями, играми, атрибутами валеологической направленности.

2. Обеспечение валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

3. Развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.

4. Формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, профилактика негативного поведения.

Деятельность по реализации проекта.

Для реализации поставленных задач, вся среда группы создавалась как единое пространство по сохранению, укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

В группе оборудован уголок «Здоровейка». Он наполнен детскими книжками, раскрасками, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

В уголке создан центр дидактических и развивающих игр по ЗОЖ: «Малыши-крепыши», «Аскорбинка и ее друзья», лото «Правильное питание», «Валеология или здоровый малыш» и другие. В свободное время дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Скорая помощь» и другие. Так же детей привлекает подборка познавательной детской литературы по теме «Моя первая книга о человеке», «Гигиена и здоровье», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».

Выделено место и подобран материал, позволяющий регулярно проводить выставки плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни («Наше здоровье в наших руках», «Мы - здоровая семья», «Я и йога», «Наш день здоровья», «К здоровью все вместе» и т. п.).

В группе оформлен информационный стенд для родителей «Корабль здоровья», где мы регулярно выставляем рекомендации по здоровому образу жизни. Полученную информацию родители применяют при оздоровлении в семье. Часто темы для консультаций («Точечный массаж», «Игры, которые лечат», «Дыхательные упражнения для всей семьи» и другие) исходят от самих родителей.

По традиции, в группе регулярно проходят Недели здоровья, в которых активно принимают участие как дети, так и родители. Дети вместе с родителями придумывают сказки о здоровье, иллюстрируют их семейными фотографиями, а затем презентуют их на «Празднике здоровья». Сказки, придуманные детьми, вызывают интерес, дети их с удовольствием драматизируют, пересказывают. Для драматизации подобраны и изготовлены различные виды театров, расположенные в театральном уголке «Жемчужинка». Это помогает формировать у детей мотивацию и потребность к ЗОЖ.

Обогатили среду целым комплексом специальных дыхательных тренажеров: «Ветер-ветерок», «Геометрические ворота», «Вертушки», «Волшебный фонтан», «Хитрая змейка», «Веселые мышата», «Рыбаки», «Поймай бабочку», различные поддувалочки, сделанные своими руками. Тренажеры находятся в речевом уголке «Говорунок». Дети умеют ими пользоваться самостоятельно и принимают активное участие в их изготовлении.

Практика показала, что дыхательная гимнастика помогает детям правильно сформировать органы дыхания, укрепляет мышечный корсет лёгких, а главное, ставит мощный заслон простудным заболеваниям, так как дыхательные упражнения включают в себя вдох и выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком и задержку дыхания.

Так же в группе отведено место для организации нетрадиционных техник оздоравливания, которые мы вместе с детьми используем на занятиях и в свободной деятельности. Очень любят воспитанники массажеры “Су-Джок”.

Как известно, массаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Поэтому в группе мы подобрали для детей различные массажеры для рук «Колючий ежик», «Колобок – колючий бок», «Чудесные шарики» и другие.

Использование данных массажеров способствует активизации деятельности у спокойных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику.

Для профилактики острых простудных заболеваний использую элементы ароматерапии. В группе отведено отдельное место, где подобраны аромамасла, аромалампа, аромабижутерия на каждого ребенка.

Обогащая среду наиболее эффективными здоровьесберегающими средствами, нетрадиционными формами оздоравливания детей, много читаю специальной литературы. Изучив положительное влияние йоги на здоровье детей, стала широко применять в своей работе элементы детской йоги. В группе есть специальные коврики. Воспитанники уже знают, что йога и упражнения на внимание позволяют сохранять отличное здоровье и способность к концентрации, а значит, дают возможность воспринимать мир во всей его полноте. Так же знают, что йога учит правильно дышать, способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Занимаются дети этим с удовольствием.

При поступлении в группу на каждого ребенка заведена «Карта здоровья», в которой отражаются особенности физического здоровья детей, результаты диагностики физического развития. Опираясь на эти сведения, определила фронт индивидуальной и коррекционной работы с детьми. Также большое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных возможностей детей. Это различные коммуникативные игры, проблемно-игровые ситуации, подвижные и спортивные игры, для которых изготовлены и подобраны атрибуты, инвентарь.

Среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ и может самостоятельно обеспечить активность в разных видах деятельности. Для этого предметно развивающая среда организована нами с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Моя же задача – создавать положительное эмоциональное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Для положительной мотивации к ЗОЖ обогатила предметно-развивающую среду своей группы, наполнили ее символами, атрибутами, плакатами, тренажерами валеологической направленности. Созданная среда дает детям знания о здоровье, учит их поддерживать и сохранять его, формирует осознанное отношение к здоровью и жизни, расширяет знания о здоровьесберегающих технологиях

В результате систематической работы по сохранениею и укреплению здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в пространстве группы были получены следующие показатели. В группе нет детей с 4-й и 3-ей группой здоровья, а количество детей со 2-й группой здоровья уменьшилось с 60% до 22%. Количество детей с первой группой здоровья увеличилось с 40% до 78%.

Ресурсы, применяемые в работе по укреплению здоровья детей не требуют больших финансовых затрат, а самое главное, как показала практика – эффективны.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие интересующейся личности через гибкое зонирование предметно-пространственной среды в детском саду» Курзова Ольга Михайловна, воспитатель; Виноградова Елена Брониславовна, учитель-дефектолог. Требования к среде развития – важный компонент.

Оформление предметно-пространственной развивающей среды в младшей группеОформление предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки»Организация пространственной предметно-развивающей среды в первой младшей группе «Букашечки» Дорогие гости! Добро пожаловать в нашу группу «Букашечки»! Эта группа для самых маленьких и самых любимых девочек и мальчиков. Мне хотелось.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным,.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе (часть 1) Часть 2 Уважаемые коллеги в июле этого года я проходила курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе - «Федеральный.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей в средней группе  (часть 2) Часть 1 Образовательная область - Художественно-эстетическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в группе В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе.

Знакомство с традициями как условие социального воспитания через организацию предметно-пространственной средыЗнакомство с традициями как условие социального воспитания через организацию предметно-пространственной среды Знакомство с народной культурой и традициями как условие социального воспитания детей через организацию предметно-пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление здоровья детей через организацию в группе предметно-пространственной среды
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 15:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД