Наталья Теницкая
Умственное развитие детей посредством развития мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Формируя процесс умственного развития, важно выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности:
- процесс сравнения;
- умение анализировать;
- обобщать;
- овладение умением мыслить и рассуждать;
- воспитание потребности в получении новых знаний.
В режиме дня нет особой графы: «умственное воспитание». Оно осуществляется во всех жизненных процессах в течение всего дня: в учебной, игровой, в процессе посильного труда, экспериментирования, отдыха.
Публикация «Умственное развитие детей посредством развития мышления» размещена в разделах
Ведущее значение в развитии ребенка имеет практическая деятельность, которая формирует различные виды мышления :
- в раннем возрасте – наглядно-действенное;
- в дошкольном – наглядно-образное, с его помощью решение задач осуществляется в уме, без практических действий, с помощью возникающих образов, осуществляющих разные линии психического развития. Овладение предметами, действиями, речью, усложнение игры, подражание.
В этом им помогают разные виды деятельности: конструирование, изо деятельность, труд в природе. Именно здесь у ребенка складывается способность представлять будущий результат (постройку, рисунок). Отсюда и возникает способность планировать свои действия, начиная с замысла и заканчивая осуществлением ее.
В процессе своего развития ребенок переходит к новой, более высокой форме наглядно-образного мышления - наглядно-схематического, которая позволяет устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Например, схематизм детского рисунка, в котором передаются связь основных частей, а индивидуальные предметы отсутствуют.
Ребенок начинает осуществлять начальные формы Абстракции, обобщения, умозаключения. Например, сформирована связь между внешним строением животного/птицы и условиями их существования.
Важно, чтоб в последующем развитии мышление ребенка приобретало гибкость и подвижность. Например, ребенок мысленно меняет положение предметов в пространстве: вид сверху, сбоку, спереди (составление чертежа постройки - конструирование).
Заключение.
Дефекты, допущенные в дошкольном возрасте, в процессе умственного развития, невосполнимы в старшем возрасте, т. к. на их основе формируется познание, происходит развитие основных форм мышления. А понятийное мышление будет приобщаться к ранее сформированным формам наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.