МААМ-картинки

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр (1 фото)

Елизавета Сердитых
Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Программа самообразования

2 младшая группа

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Методологическое обоснование программы

Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Публикация «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Мышление развивается в три этапа :

• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

• Наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

• Словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Концепция

Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Актуализация

Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. В своей работе я решила использовать элементы технологии «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста; систему авторских игр с блоками З. Дьенеша и «Цветные счётные палочки» Д. Кюизенера; авторские игры Никитина Б. П.

Актуальность использования данных игр состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в этих играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. У них необычайно широк диапазон задач - как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и младший дошкольник, и старший дошкольник. В них можно играть и одному, и вдвоем, и целой группой в детском саду, на занятии и в повседневной игровой деятельности. Их можно назвать спортивным комплексом, но. для ума, для развития творческих способностей ребенка». Не получая «учительских» инструкций о том, как выполнять задания, ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций - когда есть задача, а пути решения неизвестны.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации! (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2015г.)

2. Письмо Министерства образования и науки Р. Ф. от 18.06.2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

3. Приложение к письму Департамента молодёжной политики воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Проблема:

• Недостаточно сформированы интеллектуально – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

Развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Д. Кюизенера.

Задачи:

Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

• Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;

• Формирование представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Задачи личностного характера:

• Научить работать индивидуально и коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Воспитать чувство товарищества

Принципы построения программы:

• Принцип психологической комфортности.

• Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.

• Принцип доступности.

• Принцип постепенности.

• Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.

• Принцип деятельности (новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

• Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

• Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).

Формы работы:

• специально организованные фронтальные занятия;

• индивидуальные занятия;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• самостоятельная деятельность детей.

Технология обучения :

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология развивающего обучения (практические методы)

Технология диалогового обучения ( словесные: беседа, вопросы)

Технология здоровье сбережения

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации.

Диалогические методы :

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

При составлении программы использовались следующие игровые технологии :

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Участники программы: дети 2 младшей группы, воспитатель Сердитых Е. В.

Сроки работы: сентябрь 2016 – май 2017уч. г.

Методы обеспечения:

• Игры Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» 1 уровень)

• Игры Воскобовича («Чудо-крестики 1», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо – крестики 2», «Геоконт», «Соты 1», «Треузорчик ларчик» Воскобовича)

«Цветные счётные палочки» Кюизенера, альбом «Волшебные дорожки»);

• Учебно – игровое пособие логические блоки Дьенеша, альбом «Блоки для малышей».

Ожидаемые результаты:

• Обогащение предметно-развивающей среды группы.

У детей будут развиваться :

• сенсорные способности (восприятие цвета и формы);

• пространственное мышление; умение анализировать закономерности окраски кубиков;

• пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу (понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат);

• конструктивные способности детей;

• формироваться умение мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умение их комбинировать;

• сформируется устойчивый интерес детей к интеллектуальным играм.

Список используемой литературы.

• 1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

• 2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

• 3. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.

• 4. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

• 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.

• 6. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.

• 7. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

• 8. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».

• 9. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

• 10. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Приложение

Этапы осуществления программы:

1) Подготовительный этап: с 1 по 10 сентября 2016г.

• Создание технической базы (изготовление и приобретение логико-математических игр)

• Диагностика.

Теоретическая часть: составление перспективного плана.

2) Основной этап: с 11 сентября 2016г. – 25 мая 2017г.

• Практическая часть

3) Заключительный этап: с 25 по 30 мая 2017г.

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возраста .

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Конспект проведения логико-математических игр для детей старшего дошкольного возраста «Помоги гусеничке Мане» Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность. Воспитывать желание помогать другим. Материал:.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста» — презентация «Без игры нет и не может полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Так как игра является ведущим видом детской деятельности, то одной из форм успешной реализации программы по формированию математических.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр Автор: Довгалёва Татьяна Николаевна- воспитатель Организация: МДОУ № 34 «Фиалка» На современном этапе модернизации дошкольного образования.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 09:08
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД