МААМ-картинки

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр (1 фото)

Елизавета Сердитых
Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Программа самообразования

2 младшая группа

Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Методологическое обоснование программы

Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Публикация «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Мышление развивается в три этапа :

• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

• Наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

• Словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Концепция

Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Актуализация

Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. В своей работе я решила использовать элементы технологии «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста; систему авторских игр с блоками З. Дьенеша и «Цветные счётные палочки» Д. Кюизенера; авторские игры Никитина Б. П.

Актуальность использования данных игр состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в этих играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. У них необычайно широк диапазон задач - как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и младший дошкольник, и старший дошкольник. В них можно играть и одному, и вдвоем, и целой группой в детском саду, на занятии и в повседневной игровой деятельности. Их можно назвать спортивным комплексом, но. для ума, для развития творческих способностей ребенка». Не получая «учительских» инструкций о том, как выполнять задания, ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций - когда есть задача, а пути решения неизвестны.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации! (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2015г.)

2. Письмо Министерства образования и науки Р. Ф. от 18.06.2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

3. Приложение к письму Департамента молодёжной политики воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Проблема:

• Недостаточно сформированы интеллектуально – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

Развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Д. Кюизенера.

Задачи:

Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

• Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;

• Формирование представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Задачи личностного характера:

• Научить работать индивидуально и коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Воспитать чувство товарищества

Принципы построения программы:

• Принцип психологической комфортности.

• Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.

• Принцип доступности.

• Принцип постепенности.

• Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.

• Принцип деятельности (новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

• Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

• Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).

Формы работы:

• специально организованные фронтальные занятия;

• индивидуальные занятия;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• самостоятельная деятельность детей.

Технология обучения :

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология развивающего обучения (практические методы)

Технология диалогового обучения ( словесные: беседа, вопросы)

Технология здоровье сбережения

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой

информации.

• ситуации.

Диалогические методы :

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия

• проблемная ситуация;

• упражнения.

При составлении программы использовались следующие игровые технологии :

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.

Участники программы: дети 2 младшей группы, воспитатель Сердитых Е. В.

Сроки работы: сентябрь 2016 – май 2017уч. г.

Методы обеспечения:

• Игры Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» 1 уровень)

• Игры Воскобовича («Чудо-крестики 1», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо – крестики 2», «Геоконт», «Соты 1», «Треузорчик ларчик» Воскобовича)

«Цветные счётные палочки» Кюизенера, альбом «Волшебные дорожки»);

• Учебно – игровое пособие логические блоки Дьенеша, альбом «Блоки для малышей».

Ожидаемые результаты:

• Обогащение предметно-развивающей среды группы.

У детей будут развиваться :

• сенсорные способности (восприятие цвета и формы);

• пространственное мышление; умение анализировать закономерности окраски кубиков;

• пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу (понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат);

• конструктивные способности детей;

• формироваться умение мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умение их комбинировать;

• сформируется устойчивый интерес детей к интеллектуальным играм.

Список используемой литературы.

• 1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.

• 2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.

• 3. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.

• 4. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.

• 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.

• 6. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.

• 7. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;

• 8. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».

• 9. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

• 10. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Приложение

Этапы осуществления программы:

1) Подготовительный этап: с 1 по 10 сентября 2016г.

• Создание технической базы (изготовление и приобретение логико-математических игр)

• Диагностика.

Теоретическая часть: составление перспективного плана.

2) Основной этап: с 11 сентября 2016г. – 25 мая 2017г.

• Практическая часть

3) Заключительный этап: с 25 по 30 мая 2017г.

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возраста .

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Конспект проведения логико-математических игр для детей старшего дошкольного возраста «Помоги гусеничке Мане» Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность. Воспитывать желание помогать другим. Материал:.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста» — презентация «Без игры нет и не может полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Так как игра является ведущим видом детской деятельности, то одной из форм успешной реализации программы по формированию математических.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр Автор: Довгалёва Татьяна Николаевна- воспитатель Организация: МДОУ № 34 «Фиалка» На современном этапе модернизации дошкольного образования.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 09:08
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Сердитых (УИ 7987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД