Елизавета Сердитых
Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Программа самообразования
2 младшая группа
Методологическое обоснование программы
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Публикация «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
Мышление развивается в три этапа :
• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
• Наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
• Словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Концепция
Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Актуализация
Я. А. Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. В своей работе я решила использовать элементы технологии «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста; систему авторских игр с блоками З. Дьенеша и «Цветные счётные палочки» Д. Кюизенера; авторские игры Никитина Б. П.
Актуальность использования данных игр состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в этих играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. У них необычайно широк диапазон задач - как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и младший дошкольник, и старший дошкольник. В них можно играть и одному, и вдвоем, и целой группой в детском саду, на занятии и в повседневной игровой деятельности. Их можно назвать спортивным комплексом, но. для ума, для развития творческих способностей ребенка». Не получая «учительских» инструкций о том, как выполнять задания, ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций - когда есть задача, а пути решения неизвестны.
Нормативно-правовое обеспечение инновационной программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации! (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2015г.)
2. Письмо Министерства образования и науки Р. Ф. от 18.06.2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
3. Приложение к письму Департамента молодёжной политики воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Проблема:
• Недостаточно сформированы интеллектуально – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель:
• Развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Д. Кюизенера.
Задачи:
• Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
• Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
• Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
• Формирование представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.
Задачи личностного характера:
• Научить работать индивидуально и коллективно;
• Придерживаться определенных правил;
• Воспитать чувство товарищества
Принципы построения программы:
• Принцип психологической комфортности.
• Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
• Принцип доступности.
• Принцип постепенности.
• Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
• Принцип деятельности (новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
• Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).
Формы работы:
• специально организованные фронтальные занятия;
• индивидуальные занятия;
• совместная деятельность взрослого и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Технология обучения :
• Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
• Технология развивающего обучения (практические методы)
• Технология диалогового обучения ( словесные: беседа, вопросы)
• Технология здоровье сбережения
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации.
Диалогические методы :
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
При составлении программы использовались следующие игровые технологии :
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Участники программы: дети 2 младшей группы, воспитатель Сердитых Е. В.
Сроки работы: сентябрь 2016 – май 2017уч. г.
Методы обеспечения:
• Игры Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» 1 уровень)
• Игры Воскобовича («Чудо-крестики 1», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо – крестики 2», «Геоконт», «Соты 1», «Треузорчик ларчик» Воскобовича)
• «Цветные счётные палочки» Кюизенера, альбом «Волшебные дорожки»);
• Учебно – игровое пособие логические блоки Дьенеша, альбом «Блоки для малышей».
Ожидаемые результаты:
• Обогащение предметно-развивающей среды группы.
У детей будут развиваться :
• сенсорные способности (восприятие цвета и формы);
• пространственное мышление; умение анализировать закономерности окраски кубиков;
• пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу (понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат);
• конструктивные способности детей;
• формироваться умение мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умение их комбинировать;
• сформируется устойчивый интерес детей к интеллектуальным играм.
Список используемой литературы.
• 1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
• 2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
• 3. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.
• 4. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
• 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
• 6. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.
• 7. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
• 8. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
• 9. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
• 10. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Приложение
Этапы осуществления программы:
1) Подготовительный этап: с 1 по 10 сентября 2016г.
• Создание технической базы (изготовление и приобретение логико-математических игр)
• Диагностика.
• Теоретическая часть: составление перспективного плана.
2) Основной этап: с 11 сентября 2016г. – 25 мая 2017г.
• Практическая часть
3) Заключительный этап: с 25 по 30 мая 2017г.
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).