Лучший педагог года

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Валентина Бочкарева
Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика дает огромные возможности для развития мышления, она оттачивает ум ребенка, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математики. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир (Смоленцева, Пустовойт, 2000).

Публикация «Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений в своей работе мы применяем, как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Применяя на практике с детьми инновационные формы работы, опираясь на индивидуальные особенности их психического развития, мы осуществляем дифференцированный подход к детям, у нас в группах создано много нетрадиционного дидактического материала, который позволяет обучать детей различным формам цвету, размеру и объему, учить детей сравнивать и решать задачи.

Для совершенствования результатов работы мы используем работы З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, О. В. Пустовойт, Т. И. Тарабариной, И. В. Елкиной и другие.

Находить общий язык с каждым ребенком нам удается благодаря хорошему знанию его индивидуальных особенностей и умелому использованию разнообразных игровых приемов. В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрел приборы для измерения, какие задачи решали в старину.

Размышления над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, мы вместе с детьми ищем ответ на вопрос, почему необходимо было ее совершенствование. При этом важен, естественно не конкретный ответ ребенка, а развивающий эффект, достигнутый в результате общения – возникновение его познавательного интереса, развитие эвристического мышления речи, расширение опыта и самостоятельности. Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!»

Для успешного усвоения программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал мы включаем в ход самого занятия или используем в конце его, когда наблюдается снижении умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи, шутки уместны в ходе обучения, решения арифметических задач, действий над числами, формированием временных представлений. В самом начале занятия мы используем несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». В свободное время мы тоже используем занимательные математические игры для организации самостоятельной деятельности. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданию и по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения таких задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умениях их «конструировать» предметами, знаками и словами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и другие. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью мы на занятии в доступной пониманию ребенка форме знакомим с началами геометрии. Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня детьми, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

Дети очень любят математические праздники, которые мы проводим, как закрепляющее занятие по итогам определенной темы. Праздники строятся на игровых видах познавательной деятельности и информационно-развлекательном содержании. Эти праздники дарят детям любовь к математике. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Таким образом, мы считаем, что в процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям и желание их приобретать. Это является залогом успешного обучения детей математике в школе и способствует развитию логического мышления, творческого воображения и повышенного интеллектуального уровня детей.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей младшего и старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Доклад на педсовет 03.02.2015г. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр Мастер – класс Головиной Ирины Анатольевны на тему «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических.

Мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр» Цель. Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога.

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений» «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения.

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Так как игра является ведущим видом детской деятельности, то одной из форм успешной реализации программы по формированию математических.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико — математических игр Автор: Довгалёва Татьяна Николаевна- воспитатель Организация: МДОУ № 34 «Фиалка» На современном этапе модернизации дошкольного образования.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2017 в 05:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД