Валентина Бочкарева
Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика дает огромные возможности для развития мышления, она оттачивает ум ребенка, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математики. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир (Смоленцева, Пустовойт, 2000).
Публикация «Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений в своей работе мы применяем, как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Применяя на практике с детьми инновационные формы работы, опираясь на индивидуальные особенности их психического развития, мы осуществляем дифференцированный подход к детям, у нас в группах создано много нетрадиционного дидактического материала, который позволяет обучать детей различным формам цвету, размеру и объему, учить детей сравнивать и решать задачи.
Для совершенствования результатов работы мы используем работы З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, О. В. Пустовойт, Т. И. Тарабариной, И. В. Елкиной и другие.
Находить общий язык с каждым ребенком нам удается благодаря хорошему знанию его индивидуальных особенностей и умелому использованию разнообразных игровых приемов. В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрел приборы для измерения, какие задачи решали в старину.
Размышления над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, мы вместе с детьми ищем ответ на вопрос, почему необходимо было ее совершенствование. При этом важен, естественно не конкретный ответ ребенка, а развивающий эффект, достигнутый в результате общения – возникновение его познавательного интереса, развитие эвристического мышления речи, расширение опыта и самостоятельности. Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!»
Для успешного усвоения программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал мы включаем в ход самого занятия или используем в конце его, когда наблюдается снижении умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи, шутки уместны в ходе обучения, решения арифметических задач, действий над числами, формированием временных представлений. В самом начале занятия мы используем несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». В свободное время мы тоже используем занимательные математические игры для организации самостоятельной деятельности. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданию и по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения таких задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умениях их «конструировать» предметами, знаками и словами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и другие. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью мы на занятии в доступной пониманию ребенка форме знакомим с началами геометрии. Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня детьми, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.
Дети очень любят математические праздники, которые мы проводим, как закрепляющее занятие по итогам определенной темы. Праздники строятся на игровых видах познавательной деятельности и информационно-развлекательном содержании. Эти праздники дарят детям любовь к математике. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Таким образом, мы считаем, что в процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям и желание их приобретать. Это является залогом успешного обучения детей математике в школе и способствует развитию логического мышления, творческого воображения и повышенного интеллектуального уровня детей.