Дубровская Евгения
Проект «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Публикация «Проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности; Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (6 недель)
Участники: дети, воспитатели, младший помощник воспитателя, родители.
Необходимое оборудование:
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
3. Экологический уголок.
4. Земля, семена, материал для ухода за посадками
5. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Форма работы:
Литература: загадки про овощи, деревья и кустарники, сказки, поговорки, потешки, стихи.
Иллюстрации: овощи, деревья, кустарники, семена.
ИКТ: презентации, фильмы по содержанию проекта.
Предполагаемый продукт проекта : Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. С помощью создания огорода в группе у детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Дальнейшее развитие проекта : мы планируем пересадить проросшие культуры в огород на участке и продолжать знакомство с жизнью растений.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап
Исследовательский Заключительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
•
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера (мониторинг знаний).
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, огурцов, перца, гороха, лука, укропа, петрушки в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Мониторинг знаний
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
План работы
Дата Содержание работы Участники
Подготовительный этап
28.03.16-
01.04.16 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
4. Разработка рекомендаций (консультаций) для родителей.
5. Организация развивающей среды в группе.
6. Оповещение детей и родителей о проведении проекта в группе (размещение объявлений в раздевалке).
7. Сбор необходимого материала для создания огорода. Воспитатели
Родители
Основной этап
Исследовательский
4.04.16-
4.05.16 1. Сбор коллекции семян.
2. Рассматривание семян.
3. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений.
4. Подготовка почвы, приобретение семян, посадка; полив, уход и наблюдения за овощными культурами (постоянно).
5. Отгадывание загадок про овощи.
6. Изобразительная деятельность:
• Листья березы
• Раскрась овощи
• Лук от всех недуг
7. Наблюдения:
• Почки на деревьях
• Деревья в апреле
• Трава в апреле
• Развитие растений
• Возраст деревьев
• Деревья и кустариники
8. Консультации для родителей:
• Помощь ребенка на огороде
• Магия овощей
9. Чтение художественной литературы:
• «Репка»
• «Вершки и корешки»
• «Пых»
• С. Михалков «Овощи»
• Знакомство с загадками, пословицами и поговорками об овощах
10. Аппликации:
• Овощи в банке
• Волшебный цветок
11. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
12. Беседы:
• Что такое огород и что на нем растет
• Какие растения можно вырастить в помещении
• Семена
• Строение растений
• Рост и развитие растений
• Солнце и росток
13. Дидактические игры
• Чудесный мешочек
• Отгадай по вкусу
14. Настольные игры
• Парные картинки
• Овощи
• Найди лишнее
• Собери по образцу
15. Рассматривание иллюстраций с изображениями овощей
16. Экологические занятия
• Поможем цветочку
• Мир овощей
17. Лепка
• Веселая морковка
• Тарелочка с овощами
18. Инсценировка
• «Репка»
• С. Михалков «Овощи»
19. Просмотр презентаций и фильмов по теме «Овощи»
20. Общая аппликация «Наш веселый огород» Воспитатели
Родители
Воспитатели
Дети
Дети
Дети
Воспитатели
Воспитатели
Дети
Дети
Воспитатели
Дети
Дети
Дети
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Заключительный этап
4. 05.16
6.05.16 1. Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
2. Мониторинг знаний
3. Ознакомление педагогов МБДОУ с выполненной работой.
4. Оформление альбомов, фотовыставок для родителей Воспитатели
Достигнутые результаты
1. Дети получили знания о том, что растения живые, они вырастают из семечек, за растениями нужно ухаживать.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан настоящий огород.
4. Вели наблюдения за ростом растений в нашем огороде и изменения записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателями.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно-огородных растений.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.