МААМ-картинки

Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста

Анастасия Филина
Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье представлена точка зрения на управление развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. В работе рассматривается суть культурно-досуговой деятельности, описываются формы и методы ее организации в условиях ДОО, раскрываются формы работы с педагогами по развитию культурно-досуговой деятельности дошкольников.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, функции управления, организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.

Публикация «Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста» размещена в разделах

Культурно-досуговая деятельность в дошкольной образовательной организации входит в общую программу воспитания детей. Это определено Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. ФГОС ДО по своей сути является стандартом поддержки разнообразия детства, а соблюдение его требований обеспечивает удовлетворение потребностей родителей и детей, в том числе, и в направлении организации досуга дошкольников, а также приобщения их к культурной жизни детского сада, семьи, города.

При управлении развитием культурно-досуговой деятельности следует опираться на требования ФГОС ДО, которые предписывают педагогам и руководителям ДОО:

- обеспечение равных возможностей в области культурного развития и организации досуга для каждого ребенка, вне зависимости от его национальности, пола, уровня развития;

- обеспечение равных условий в процессе культурно-досуговой деятельности для каждого ребенка;

- реализация программы по культурно-досуговой деятельности дошкольников педагогом, владеющим всеми необходимыми компетенциями, умеющим применить их в практической образовательной и воспитательной деятельности;

- реализация программы по культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к структуре, объему, результатам освоения программы.

Соблюдение всех перечисленных требований – основные аспекты эффективного управления развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. Для этого необходимо четко представлять цель и задачи деятельности, чтобы в процессе развития спланировать реализацию всех управленческих функций.

Ведущая цель организации культурно-досуговой деятельности в детском саду - это привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху.

Исходя из этой цели, можно определить задачи культурно-досуговой деятельности дошкольников. Так, среди образовательных задач на первый план выходят следующие:

- приобщение детей к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи;

- создание у дошкольников положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Среди развивающих задач можно говорить о таких задачах:

- развитие у детей организаторских способностей при подготовке мероприятий;

- развитие творческих способностей дошкольников.

Важно при управлении развитием культурно-досуговой деятельности дошкольников учитывать и воспитательные задачи:

- воспитание у детей умения работать в коллективе, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;

- воспитание патриотических чувств дошкольников;

- воспитание этических и эстетических чувств дошкольников.

Сам процесс культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации осуществляется как педагогами, так и музыкальными руководителями. Контроль за реализацией программы, а также за развитием культурно-досуговой деятельности осуществляют заведующий или методист ДОО.

Один из важнейших этапов работы по управлению развитием культурно-досуговой деятельности в детском саду – это планирование деятельности в соответствии с действующей в ДОО основной общеобразовательной программой. При этом руководитель и педагоги обязаны руководствоваться:

- Конституцией РФ;

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законодательными актами Российской Федерации, касающимися дошкольного образования;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13;

- локальными актами ДОО;

- другими нормативно-правовыми актами, которые регламентируют образовательную и воспитательную деятельность в ДОО.

Существует несколько определений культурно-досуговой деятельности в детском саду. Наиболее конструктивное определение, на наш взгляд, дала М. Б. Зацепина:

«Культурно-досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения, важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество» (4).

При управлении развитием культурно-досуговой деятельности дошкольников важно представлять точную классификацию видов этой деятельности :

1. Отдых, в который включены самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, беседы с взрослыми, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию детей различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольников фильмов и передач по ТВ.

2. Созерцание. Это может быть созерцание природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов. Данный вид досуговой деятельности предполагает наблюдения и анализ увиденного.

3. Развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения.

4. Праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые для детей.

5. Самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, прогулки, походы.

6. Творчество - в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах (4).

Педагоги должны помнить о том, что цель культурно-досуговой деятельности в ДОО – это не столько организация досуга детей, сколько формирование у дошкольников нравственных ценностей, умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения, театральные постановки, произведения живописи, воспитание культурно и эстетически развитой личности.

Для того, чтобы реализовать эти цели, необходимо грамотное управление развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. Стоит сказать о том, что не только музыкальный руководитель, педагоги, но и представители администрации ДОО должны обладать элементарной культурой. Это поможет в процессе управления развитием культурно-досуговой деятельности создать в учреждении соответствующую атмосферу.

Огромное значение в процессе развития культурно-досуговой деятельности в ДОО имеет материально-техническое оснащение. В детском саду должны быть музыкальные инструменты, современные проигрыватели, компьютерное и мультимедийное оборудование. Также необходимо сопутствующее оборудование: обручи, платочки, ленты, мячи, флажки и другие атрибуты для проведения музыкальных или спортивных игр, для танцевальных и театральных постановок. Кроме того, педагоги, музыкальный руководитель, спортивный инструктор в ДОО должны быть обеспечены необходимой методической литературой, пособиями, конспектами, сценариями праздников и вечеров досуга.

Большое значение для управления развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО имеет ведение документации. В ее перечень входят план работы по развитию культурно-досуговой деятельности, технологические карты досугов, сценариев и вечеров. Задача старшего воспитателя или методиста – следить за ведением учета документации, за работой педагогов, за проведением самих занятий, за взаимодействием с семьями воспитанников.

Процесс развития культурно-досуговой деятельности в ДОО немыслим без организации совместной работы педагогов и музыкального руководителя. Можно назвать эффективные формы такого взаимодействия:

- проведение семинаров по вопросам организации культурно-досуговой деятельности детей;

- проведение педагогических советов, посвященных вопросам развития культурно-досуговой деятельности;

- участие педагогов в конкурсах и конференциях для обмена опыта с другими воспитателями и музыкальными руководителями по вопросам организации культурно-досуговой деятельности;

- реализация совместных проектов;

- совместные консультации.

В практике дошкольного образования консультации являются основной формой работы. Они могут проводиться как в групповом формате, так и индивидуально. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами культурно-досуговой деятельности, обсуждают то или иное проведенное мероприятие, отмечают его плюсы и минусы, планируют содержание предстоящей работы с детьми, воспитательную работу в группах.

Деловые игры для педагогов в ДОО – не менее эффективная форма работы при управлении развитием культурно-досуговой деятельности. Это объясняется тем, что деловые игры являются реальной моделью той или иной педагогической ситуации и дают возможность руководителю дошкольной образовательной организации значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать педагогам, к каким результатам могут привести те или иные применяемые ими педагогические технологии в области культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста. В ходе деловой игры руководитель может создать благоприятные условия для включения всех педагогов в модель конкретной педагогической ситуации.

Данные, полученные в ходе деловой игры, посвященной практическим вопросам организации культурно-досуговой деятельности в ДОО, могут стать основой для разработки специализированных проектов, для корректировки плана работы ДОО по развитию культурно-досуговой деятельности.

Важной частью в работе по управлению развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО является налаживание социального партнерства. В качестве партнеров можно привлекать дома культуры, музыкальные студии, школы искусств, музыкальные школы, библиотеки. Выход ДОО за пределы учреждения в процессе развития культурно-досуговой деятельности детей станет дополнительным средством для повышения уровня организации воспитательного процесса, для расширения кругозора детей и повышения профессиональных компетенций педагогов

Важными партнерами в рамках культурно-досуговой деятельности в ДОО являются и родители. Семьи воспитанников необходимо привлекать для реализации культурно-досуговых проектов, выезда детей на экскурсии и дополнительные занятия, проведения совместных мероприятий.

Таким образом, управление развитием культурно-досуговой деятельности детей затрагивает все стороны жизни ДОО: образовательную, воспитательную, социальную, культурную. Культурно-досуговая деятельность является неоценимым средством в деле воспитания подрастающего поколения.

Список источников и литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М., 2002. – 405 с.

3. Виноградова, Л. А., Нилова, Т. М., Шейко, Н. Г. Культурно-досуговая деятельность дошкольников как образовательное событие [Текст] / Л. А. Виноградова, Т. М. Нилова, Н. Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 12 (72). – С. 6-13.

4. Зацепина, М. Б. Автореферат диссертации на тему «Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности» [Электронный ресурс] / М. Б. Зацепина. – М., 2005. - Адрес доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osnov-kultury-rebenka-sredstvami-kulturno-dosugovoi-deyatelnosti/read

5. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др. ]; под ред. С. Ю. Трапицына. - М. : Издательство «Юрайт», 2019. - 413 с. – ЭБС «Юрайт» : [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https: //biblio-online.ru/book/12FCF5B3-0881-4E3-BCEA-ABD7AB09E8AE

6. Морозова, Л. Д. Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовании : самооценка и мониторинг [Текст] / Л. Д. Морозова // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 12 (72). – С. 98-107.

7. Солодкова, М. В. Организация культурно-досугового пространства детей [Текст] / М. В. Солодкова // Современное общество и проблемы воспитания. – Липецк. – 2016. – С. 83-88.

Публикации по теме:

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2 Планирование культурно - досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2. 18. «Рождество Христово». Литературно – музыкальная композиция.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 1 "Планирование культурно - досуговой деятельности". Развлечения. ЧАСТЬ 1. 1. «День знаний». Развлечение в старше – подготовительной группе.

Фотоотчет о досуговой деятельности «Нарисуем лето»Фотоотчет о досуговой деятельности «Нарисуем лето» Наиболее подходящее для творческих проявлений детей на является летний период. Дети много двигаются. играют. Музыка еще сильнее стимулирует.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в первой младшей и во второй младшей группах. Часть 1. Июнь Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в 1 - ой младшей и во 2 - ой младшей группах. Часть 1. Июнь, 1 - я и 2.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средне-старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средне - старшей группе. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Праздники Планирование культурно - досуговой деятельности. Праздники. 1. «Осенние чудеса». Праздник Осени в группе раннего возраста. 13.10.17 Цель.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста
Опубликовано: 18 марта 2020 в 17:16
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Филина (УИ 1978444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД