Вакурина Светлана Владимировна
Упражнения для формирования пространственных отношений «Построение логико-грамматических конструкций»
▼ Скачать + Заказать документы
"Разложим по порядку". Ребёнок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом очередность предметов. Например: первый кубик, второй шарик, третья пирамидка и так далее до 10 предметов. Затем стрелкой указывается направление, в котором раскладывались предметы (слева-направо). Далее называются предметы "перед" и "после" какого-либо предмета. Например: до шарика был кубик, а после шарика пирамидка. Данное упражнение можно выполнять не только с реальными предметами, но и с готовыми изображениями предметов, фигур, цифр, букв или же предметы, фигуры, цифры, буквы, могут рисовать и печатать дети во время выполнения упражнения. Подобным образом отрабатываются понятия "до", "за", "слева от", "справа от".
Публикация «Упражнения для формирования пространственных отношений „Построение логико-грамматических конструкций“» размещена в разделах
"Синонимы и антонимы". На наглядном материале и в игре с мячом закрепляются такие пространственные понятия, как "высокий - длинный", "большой - огромный", "маленький - крохотный", "близко - рядом", "близкий - далёкий", "высокий - низкий", "широкий - узкий" и т. п.
"Закончи предложение". Ребенку предлагается закончить предложение типа "Перед тем как идти гулять, я. " или "Дети стояли по росту. Последним стоял самый высокий ребенок, а первым стоял. "
"Что было раньше?" Ребёнок определяет, какое событие произошло раньше, какое позже. Например: После того, как подул ветер, форточка распахнулась. Мы пошли гулять перед ужином. Упражнение может выполняться со зрительной опорой (серией сюжетных картин) и без нее.
"Самый-самый". Ребёнок отвечает на вопросы типа: "Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Оля. Кто веселее всех?", "Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?", "Зебра быстрее черепахи, а гепард быстрее зебры. Кто самый быстрый?" И т. п.
"Что, где расположено?" Ребёнку предлагается определить и назвать расположение предметов в комнате или по картине. Задаются следующие вопросы: "Что между вазой и часами?", "Шкаф справа или слева от окна?", "Где картина?".
Также ребёнку предлагают подобрать пропущенные наречия и предлоги. Например: Лампа висит. столом и. от окна.
"Сравни и объясни". Ребёнок, глядя на рисунки, должен объяснить логико-грамматические конструкции "моя рука", "в моей руке", "моей рукой", "в твоей руке моя рука", "хозяйка куклы", "кукла хозяйки", "мамина дочка", "дочкина мама", "дедушкин сын", "папин папа" и т. п.