Евгения Владимировна Горшкова
Упражнения для развития ума для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА
СОДРУЖЕСТВО ПОЛУШАРИЙ
Мозг человека представляет собой два полушария, левое и правое, каждое из которых, необходимо как дополнение другого.
С правым полушарием непосредственно связано художественное мышление, творчество, ориентация в пространстве, интонации речи, восприятие музыкальных произведений.
С левым полушарием связано логическое восприятие мира, условные знаки (буквы, слова, цифры.
Публикация «Упражнения для развития ума для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чрезмерное развитие левого полушария приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, целеустремленностью. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходима согласованная работа обеих полушарий.
В раннем возрасте (до 2 - 3 лет) у ребенка доминирует правое полушарие и его вклад в психическое развитие больше, чем у левого полушария. Действительно для детей раннего возраста характерна неосознанность поведения, спонтанность, эмоциональность, их деятельность направлена на познание и взаимодействие с миром предметов.
Затем, после 3 лет, у ребенка появляется чувство осознания себя и толчком к этому служит активизация работы левого полушария. Этот период носит название «кризиса 3 лет» и проявляется в негативизме, упрямстве, замедленной переработке поступающей информации, отрицательном отношении ко всему, что не совпадает с представлением о себе и своих действиях. Поэтому это неподходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку.
Постепенно, у ребенка к 7 годам, происходит активизация левого полушария, развитие словесно-логического мышления, умения читать и писать. Но незрелость мозговых структур, несогласованная работа обеих полушарий, служит одной из причин того, что дети часто имеют задержку в речевом и познавательном развитии, у них нарушена эмоционально-волевая сфера, они не готовы к школьному обучению к 7 годам.
У детей к этому времени, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. С трудом овладевают навыками чтения и письма, часто смешивают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном написании текста.
Вследствие этого происходит задержка психического развития. Расстройство обратимо, поддается коррекции в дошкольном возрасте. Поэтому для ребенка с трудностями в развитии очень важна не просто двигательная активность, а такие упражнения для развития ума, которые активизируют согласованную работу его полушарий и созревание мозговых структур.
Эти упражнения позволяют догнать сверстников по уровню обладания навыками: чтение, письмо, счет. Также упражнения помогают детям осваиваться в обществе.
В ходе систематических занятий у ребенка улучшаются память, концентрация внимания, зрительные представления. На сегодняшний день упражнения для развития ума единственное эффективное направление, в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей от 3 до 13 лет.
Растягивающие упражнения: нормализуют мышечное напряжение или мышечную вялость.
Упражнение «Качели». Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачивайтесь назад и вперед, с боку на бок.
Упражнение «Дерево». Сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.
Пусть ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела, и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.
Дыхательные упражнения: развивают самоконтроль и саморегуляцию в поведении.
Упражнение «Свеча». Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (повторить 3 раза).
Упражнение «Надуваем шарик». Сидя на коленях или на пятках, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз (проговариваем - шарик надули, шарик сдули).
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: развивают мышление, память, речь, концентрируют внимание.
Упражнение «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Сначала на левой руке, потом на правой и на двух вместе. Затем повторяем то же самое, но с закрытыми глазами.
Упражнение «Птичка». Постучите каждым пальцем правой и левой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т. д.».
Упражнение «Колбаски». Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
Упражнение «Секрет». Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку.
Упражнение «Птичка строит гнездо». Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.
Двигательные упражнения, пересекающие среднюю линию тела: улучшают навыки чтения и письма.
Упражнение «Перекрестный шаг сидя».
Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.
Возраст, в котором наиболее успешно корректируется согласованная работа обеих полушарий – от 5 до 12 лет, лучше до 9 лет. Чтобы получить стойкие результаты нужно заниматься около года два раза в неделю со специалистом и каждый день дома с родителем.