Папки-передвижки

Упражнения на отчетливое произношение звуков

Эльмира Фиркатовна
Упражнения на отчетливое произношение звуков

Упражнения данного типа особенно полезны для подготовительных групп и первых классов.

Начинать подобную работу следует с артикуляции гласных и согласных, эти буквы пишутся на доске или карточках; в работе используются различные буквенные и слоговые таблицы.

Как только дети в познакомятся с несколькими звуками и буквами, начнут учиться читать по слогам, педагог предлагает прочитать:

А О У Ы И

Б М Н Т В

Публикация «Упражнения на отчетливое произношение звуков» размещена в разделах

Попробуйте совместить эту работу с упражнениями на речевое дыхание и правильное произношение : «Делаем вдох и читаем, отчетливо произнося каждый звук (учитель выполняет задание вместе с детьми, показывая образец артикуляции, упражнения выполняются хором, индивидуально, в парах, по рядам, мальчики — девочки и т. д.)». Таким образом осуществляется чтение и артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Помимо того, детям может быть предложено задание на чтение различного рода сочетаний:

АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ и т. д.

3-С-Ж, Щ-Ж-Ш, Ш-Ж-Щ, Б-Д-Т-П, Г-Ж-К-Ш, 3-Ч-С-Щ-М-Ш и др.

Ба — бя, бо — бе, бу — бю, бэ — бе, бы — би.

За — зя, зо — зе, зу — зю, зэ — зе, зи — зы.

Фа — фя, фе — фо, фу — фю, фэ — фе, фи — фы.

Ля — ла, ло — ле, лю — лу, лэ — ле, лы — ли.

«Играем со звуком»

Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:

гудок поезда, который приближается или удаляется: М-М-М-М. ;

Шум ветра: В-В-В-В. ;

Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж. ;

Писк летающего комара: 3-3-3-3. ;

Рычание собаки (большой или маленькой) : Р-Р-Р-Р. ;

Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш. ;

Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-с-с-с.

«Эхо»

Поставить руки рупором ко рту и попробовать изобразить эхо в лесу или горах: «Ay! Ay! Ау!». А теперь один ряд учеников класса будет произносить (читать) слова, а остальные ребята станут эхом, например: за горой — рой, рой, рой; роет землю старый крот — рот, рот, рот и др.

«Звук за мячом»

Учитель, имитируя бросок мяча, посылает детям звук, слог, слово, учащиеся четко произносят (повторяют) задание и бросают его учителю. Варианты проведения игры:

бросьте звук, как воздушный шарик;

нежно переложите его на мои ладони;

поиграйте с ним, как с баскетбольным мячом;

игра в теннис и др.

Главное, чтобы в игре дети не забывали про дыхание и правильное произношение.

Замечательным материалом для отработки у учащихся четкого произношения являются чистоговорки, повторение слогов в которых способствует развитию у детей правильного произношения звуков.

My — му — му — молока кому?

Ща — ща — ща — мы несем домой леща.

Ры — ры — ры — полетели комары,

Жа — жа — жа — есть иголки у ежа.

Такие чистоговорки можно придумывать с ребятами на уроке после того, как они поймут принцип их составления.

Pa—pa—pa — было холодно с утра.

Ру — ру — ру — был туман.

Ры — ры — ры, ры — ры — ры.

Жи — жи —жи, жи — жи — жи - ___ этажи.

Шо — шо — шо, шо — шо — шо -.

Шу — пгу — шу, шу — шу — шу -.

Не менее полезны и интересны детям скороговорки, в которых встречаются слова, часто сходные по звучанию, но разные по смыслу, а также повторяющиеся звуки и слоги. При подборе скороговорок для работы с детьми следует придерживаться ряда условий:

выбирайте скороговорку со звуками и их сочетаниями, произношение которых вызывает трудности у детей;

учитывайте возраст и степень подготовленности детей (есть скороговорки простые и сложные, короткие и достаточно длинные, есть целые «рассказы» из скороговорок);

при отборе скороговорок и организации работы с ними не забывайте про развитие речевого дыхания, четкости произношения и памяти учащихся.

Вез на горку Саня за собою сани.

Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей,

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не поколпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить — дело упустить.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскоговорил.

Предложите ребятам читать скороговорки в следующем режиме:

глубокий вдох, задержка дыхания и на выдохе прочитать:

«На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Если для чтения на уроке (коррекционном занятии) предлагается одновременно несколько скороговорок, то каждая из них должна быть прочитана с добором воздуха (необходима установка для детей) :

(Вдох) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Вдох) Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп.

(Вдох) Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Систематически привлекая внимание детей к своему дыханию, произношению можно добиться того, что учащиеся смогут на одном дыхании, четко произнося каждый звук, прочитать любое небольшое стихотворение. Например:

(Вдох) Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы! Живы мы!

В. Берестов

В работе с чистоговорками и скороговорками можно использовать занимательные упражнения «Разбросанные скороговорки», лото из чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок, в ходе которых ребятам необходимо сначала собрать скороговорку или чистоговорку, а затем правильно ее прочитать.

В разминку перед чтением текстов полезно включать чтение сочетаний гласных и согласных, которые затем могут встретиться детям во время чтения текстов. Особое внимание в работе следует уделить предупреждению трудностей и ошибок в чтении, которые могут сделать учащиеся. Как известно, наибольшие трудности у детей вызывает чтение стечения согласных: СТРА, ВСТРЕ, ОПРЕ, ЗДРЕ, ЕЗДР и др.

Среди типичных ошибок, которые лучше предупредить перед чтением, можно назвать следующие:

молоко, отец, мыло, портфель (прочитайте так, как надо писать, а теперь так, как говорят и читают);

ошибки, связанные с влиянием на наше произношение белорусского языка : че, ря, ча, стря, ре, ветре; три, щи, рябина, щавель, веревка, плащ; белая береза под моим окном (слова, словосочетания, предложения берутся из текста для чтения на уроке);

чтение и правильное произношение окончаний родительного падежа имен прилагательных: родного, зеленого, весеннего, синего цвета, зеленого лета, это страница зеленого цвета и др.

Чтобы предупредить ошибки детей во время чтения для предварительных упражнений используются слова, словосочетания, предложения из текстов, с которыми ученики будут знакомиться на уроке или специально отобранные учителем.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Как закрепить правильное произношение звуков» Консультация для воспитателей «Как закрепить правильное произношение звуков» Наконец, наступил долгожданный момент: ребенок научился произносить.

Картотека «Упражнения для автоматизации звуков [Р] и [Л]» В своей работе я использую материал, который позволяет отработать звуки р и л. Благодаря стихотворной форме, материал лучше усваивается.

Игры и упражнения для закрепления шипящей группы звуков После постановки звука и автоматизации его в слогах, начинается автоматизация звука в словах. Игры нужно подбирать так, чтобы одновременно.

Игры на различение и правильное произношение звуков [С] и [Ц] в словахИгры на различение и правильное произношение звуков [С] и [Ц] в словах Представленные дидактические игры предназначены для детей 5 - 7 лет. Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Индивидуальное логопедическое занятие «Произношение звука в словах со стечением согласных звуков» Цель: произношение звука в словах со стечением согласных звуков; дифференция звуков,, образование притяжательных прилагательных, развитие.

Картотека игр и упражнений на произношение звуков Игры и упражнения в произношении звука В (с 2–3 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же,.

НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «Дидактические игры на произношение звуков [м]-[м’], [б]-[б’]’» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста, на тему: «Дидактические игры на произношение.

Конспект занятия по развитию речи «Дидактические игры на произношение звуков [м] — [м’], [п] — [п’]» Образовательная область: Развитие речи. Тема: Дидактические игры на произношение звуков м — мь, п — пь Конспект занятия Образовательная.

Правильное произношение-одна из сторон речевого развития ребенка «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка». Правильное произношение – одна из сторон речевого.

Консультация для родителей «Правильное произношение — залог успеха» Зачем нужно уделять ребенку каждый день два раза минут по пять с двухлетнего возраста артикуляционной гимнастике? На этот вопрос, ответ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения на отчетливое произношение звуков
Опубликовано: 17 марта 2019 в 15:17
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД