МААМ-картинки

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления

Андреюк Татьяна
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления

Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс)

Цели: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока :

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

Публикация «Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления» размещена в разделах

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Ход урока

1. Организационный момент:

Методический прием «Корзина понятий»

- Глядя на портреты этих писателей, что вы можете сказать об этих людях?

(Они писали рассказы о природе, о животных, о Родине.)

-Давайте вспомним их имена (называют ФИО писателей). Слайд 2.

Составление «Кластера» :

- Давайте вспомним, какие жанры произведений писали эти авторы

(Писали – рассказы – очерки – сказки – о животных – о природе – о Родине).

- Проведем логические цепочки (по записям). Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания:

Вспомним, с каким произведением знакомились на прошлом уроке?

(В Бианки «Лесные домишки» литературная сказка.)

- Какое задание было на дом? Проверим знание текста при помощи теста.

Слайд 4, 5

1. В какую игру играли ласточки – береговушки?

• а) пятнашки;

• б) прятки;

• в) классики.

2. Какой хищник охотился на Береговушку?

• а) орёл;

• б) сокол;

• в) ястреб

3. Кто строит домик среди гальки на песке?

• а) иволга;

• б) пеночка;

• в) зуёк.

4. Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника?

• а) зуёк;

• б) пеночка;

• в) чомга.

5. Кто строит домик из прутьев, просто накидывая их на ветви?

• а) белка;

• б) вытютень;

• в) чомга.

6. Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха?

• а) чомга;

• б) пеночка;

• в) зуёк.

7. Кто строит домик из сучьев и палок, внутри утепляя мхом?

• а) белка;

• б) иволга;

• в) пеночка.

8. Кто вьёт лёгкий домик из пеньки, волосков, стебельков?

• а) иволга;

• б) пеночка;

• в) витютень.

9. С кем не встретилась Береговушка?

• а) зуёк;

• б) сорока;

• в) чомга.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест друг у друга. Оцените работу.

(1,2 ошибки – 4; 3,4ошибки – 3; 5ошибок и больше – 2)

Поднимите руки те, у кого 5….

ОТВЕТЫ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а б в в б б а а б

- Сегодня мы продолжим чтение рассказов М. М. Пришвина. Вспомним, что мы знаем об этом человеке и возможно узнаем что-то новое.

3. Метод «Чтение с пометами».

При чтении биографии, карандашом выставлять пометки на полях.

Слайд 6.

V– уже знал

+ - узнал новое

?– хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Пришвин родился в селе Хрущёвое Орловской губернии, в обедневшей купеческой семье. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Михаил учился в гимназии, из которой был отчислен за дерзость учителю. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Он был агрономом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. А к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату» : «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 7.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Мы вспомнили биографию писателя и узнали что то новое о его жизни.

- Кто может сформулировать тему нашего урока? (произведение М. Пришвина)

- Все ли произведения Пришвина мы прочитали?

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Познакомиться с новым произведением М. Пришвина) МОЛОДЦЫ!

- А для того, чтобы достичь цели, нам нужно поставит перед собой задачи:

Слайд 9.

1. Познакомиться с новым произведением М. Пришвина.

2. Определить тему произведения.

3. Поработать с текстом по его содержанию

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.

Методический прием «Предположение».

- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки). Слайд 8.

Тема: о животных.

Что знаете об этих животных?

- У М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название этого рассказа прочитайте на слайде. Прочитав только буквы, вы узнаете название рассказа.

84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544

Слайд 10.

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

5. Лексическая работа:

- В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями:

• Бдительный

• Радужный

• Поскакала дуром

• Большего сраму

• С заскоком и с пыльцой в голове

-Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа.

(бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный; поскакала дуром-очень быстро; большего сраму - стыд, позор; с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.)

Слайд 11.

6. Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).

Чтение 1 части (от начала и до слов (. Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Беседа по I части. Вопросы:

1. Кто является героем рассказа?

2. Какой породы она была?

3. Найдите и прочитайте, как выглядела собака?

4. Из каких слов текста можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Методический приём «Дерево предсказаний» - Слайд 12.

Парная работа. (На столах карточки с заданием).

- Подумайте и дайте ответы на вопросы.

- Что будет дальше?

- Чем закончится текст?

- Как могут развиваться события дальше?

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение 2 части (от пред-х слов до …только бы одно мгновеньишко)

Беседа по II части. Вопросы:

1. Мы прочитали II часть. Что же случилось?

2. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость? (Прочитайте)

3. Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? (Прочитайте)

4. А как про таких говорят? (прочитайте)

5. Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?

6. А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?

7. Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события, на ваш взгляд? -(1,2 ученика отвечают).

Слайд 13.

Жужжащее чтение текста до конца.

7. После чтения рассказа. Мозговой штурм.

Беседа по III части. Вопросы:

- Совпали ли предположения?

- Точно ли автор выбрал заголовок к своему произведению?

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Словарь:

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова читает ученик). Слайд 14

8. Самостоятельная работа учащихся в парах.

-А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Работать, ребята, вы будете парами. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка» (с составлением синквейна учащиеся уже знакомы). Слайд 15.

9. Ответы учащихся.

Зачитывание наиболее удачных синквейнов учащихся. Слайд 16.

Вьюшка.

Сторожевая, умная.

Охраняла, охотилась, слушалась.

Собака обхитрила сороку.

Песик.

Выскочка.

Глупая, хитрая.

Воровала, летала, не слушалась.

Птица по глупости потеряла хвост.

Сорока.

(Работа по развитию речи. Редактирование синквейнов, в которых были допущены речевые недочеты).

Вьюшка.

Сторожевая, хитрая.

Охотилась, охраняла, хитрила.

Вьюшка обхитрила сороку.

Собака. Выскочка.

Глупая, бесхвостая.

Летала, потеряла, воровала.

Выскочка осталась без хвоста.

Сорока.

-А как вы думаете, зачем Пришвин познакомил нас с этим рассказом?

-Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?

-Что же мы с вами можем посоветовать сороке?

10. Работа с пословицами:

-На парте перед вами пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая на ваш взгляд больше подойдет к нашему произведению.

• Семь раз отмерь - один отрежь.

• Всякий совет к разуму хорош.

• Хитрость и смекалка – родные сестры

• Один якал, якал, да и заплакал. Слайд 17.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Чему же нас научил рассказ М. Пришвина? Какой урок вы извлечете для себя?

-Все задачи выполнили на уроке?

-Какое впечатление у вас осталось от урока?

- У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой.

- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

Слайд 18.

10. Домашнее задание.

-для слабых учащихся – подробный пересказ рассказа без изменения лица;

-для сильных учащихся – пересказ от лица литературного героя (Вьюшки или подруг Выскочки). Слайд 19.

СПАСИБО ЗА УРОК! Слайд 20.

Публикации по теме:

Технология развития критического мышления у дошкольников «Технология развития критического мышления у дошкольников» Цели и задачи применения данной технологии: • 1) Пробуждать в ребёнке стремление.

Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением методов критического мышления Открытый урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Послесловие. Уроки по творчеству М. А. Булгакова (с применением методов критического.

Мастер-класс для родителей и педагогов по развитию творческого мышления «Игры с использованием ТРИЗ-технологий» Мастер-класс с педагогами под названием: «Игры с использованием ТРИЗ-технологий у дошкольников» Александр Асмолов – руководитель рабочей.

Оснащение материально-технической базы группы с использованием нетрадиционных методов и приемов Наш детский сад недавно открылся, материально – техническая база оснащена еще не достаточно хорошо, возникают трудности с созданием игровых.

НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе с использованием методов ТРИЗ и ИКТ технологийНОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе с использованием методов ТРИЗ и ИКТ технологий Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Цель: Доставить детям радость и удовольствие от занятия развивающей, игровой.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления
Опубликовано: 1 марта 2018 в 13:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД