Папки-передвижки

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Реки и озера»

Елена Кузнецова
Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Реки и озера»

. Урок на тему : «Реки и озера» Краеведческий материал. «Реки Богучарского района : Богучарка и Дон. Гидрологический и геологический памятники природы: урочище «Рыжкина балка» - участок реки Дон от с. Красногоровки до х. Оголева., остатки доисторической макро- и микро-фауны в отложениях мела и мергеля в устье реки Богучарки

2. Предмет: Окружающий мир

3. Урок №

4. Класс 2

Публикация «Урок по окружающему миру во 2 классе на тему „Реки и озера“» размещена в разделах

5. Краткое описание: особенностями рек (исток, устье, берега и т. п., с причинами течения рек, их полноводностью, важнейшие реки на карте, России и Воронежской области охрана природы, реки Богучарского района : Богучарка и Дон. Гидрологический и геологический памятники природы Богучарского района. : урочище «Рыжкина балка» - участок реки Дон от с. Красногоровки до х. Оголева,остатки доисторической макро- и микро-фауны в отложениях мела и мергеля в устье реки Богучарки.

6. Тип урока : урок открытия новых знаний

7. Форма организации: урок

8. Ожидаемые результаты:

Личностные результаты: сформированность учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.

Метапредметные результаты: умение работать с учебником,картой, атласом- определителем, гербарием, дополнительной литературой, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно воспринимать предложение учителя,одноклассников по исправлению допущенных ошибок.

Предметные результаты: формирование знаний об особенностями рек (исток, устье, берега и т. п., с причинами течения рек, их полноводностью, способность учеников применять свои знания при выполнении заданий в рабочей тетради,творческих заданий., извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края.

Цель урока :создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий, формирование у учащихся научных представлений о с особенностями рек (исток, устье, берега и т. п) озер, умения находить важнейшие реки и озера страны и родного края на карте и их правильно показывать.

Основные дидактические методы:

• проблемные методы обучения;

• частично-поисковый;

• объяснительно-иллюстративный;

• принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

• для учителя - презентация;

• для учеников - учебник-тетрадь, карточки, макет земной поверхности.

Оборудование:

• проектор;

• прозрачный лоток;

• песок;

• карточки с заданием.

План урока :

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

3. Совместное «открытие» новых знаний.

4. Самостоятельное применение знаний.

5. Рефлексия. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- Что мы узнали на последнем уроке? Выберите основное: (1 слайд)

• Вода на земле постоянно движется и переходит из одного состояния в другое. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

• Океаны – главные хранители водного запаса планеты.

• Материки окружены со всех сторон океанами

• Многое, происходящее на земле можно объяснить законом всемирного тяготения

- На прошлом уроке мы установили, что океаны – главные хранители водного запаса планеты. Материки окружены со всех сторон океанами. Сегодня мы продолжим разговор о материках и о воде

II. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы. (работа в группах).

- А сейчас я предлагаю вспомнить изученное на прошлом уроке и ответить на вопросы

- В каждой группе лежит изображение контура различных материков. Нужно ответить на вопросы: Антарктида, Евразия, Сев. Америка, Австралия, Южн. Америка, Африка

(слайд 2)

• Назовите материк

• В каком полушарии он находится

• Назовите океаны, омывающие данный материк

Проверка работы в группах.

(слайд 4)

Постановка проблемы.

- Как думаете, чему мы посвятим наш урок?

- Отгадайте загадку:

Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, пенистая, мутная, быстрая. То она широкая, то она узкая. О чём загадка?

(слайд 5, вид реки

- Что вы знаете о реке?

- Что бы хотели ещё узнать о реке? (Почему река течёт? Откуда и куда она течёт)

iii. Совместное «открытие» новых знаний. (с. 128-129)

- Посмотрите на карту. Как обозначены реки? Много ли рек на земле? Много ли рек в нашем краю?

- Работа по карте Воронежской области Найдите на карте Воронежской области реки. (слайд 6)

- Какие реки протекают в нашей местности? (Дон, Богучарка).

- Что ещё можно сказать о реках, глядя на карту?

- Можно ли определить из каких частей состоит любая река?

1. Работа по учебнику (в группах)

- Посмотрите название всех частей реки по учебнику и ответьте на вопросы

(слайд 7)

- Как называется место начала реки?

- Как называется место, где река впадает в море или в другую реку (конец реки?

- Как называется ложе, заполненное речной водой?

- Как называются мелкие речки, впадающие в основную реку?

Работа с картой.

- Определите, что является истоком и устьем рек: Волга, Лена,

Дон,Богучарка. (слайды 8-12)

2. Проверка работы в группах. (слайды 8-10).

Краеведческий материал. (слайды 11,12)

Гидрологический памятник природы Богучарского района. Урочище «Рыжкина балка» - участок реки Дон от с. Красногоровки до х. Оголева.

Богучарка – правый приток Дона, берет начало в Кантемировском районе Воронежской области. Ее длина - 101 км.. В устье реки Богучарки находится геологический памятник природы. «Геологический разрез в устье реки Богучарка» представляет собой мощные отложения мела и мергеля, содержащие остатки макро- и микрофауны верхнего отдела меловой системы. Остатки фауны имеют огромное значение для палеонтологии, что отражает научную функцию памятника природы.

Создание проблемной ситуации.

Ребята,мы знаем, что памятник природы представляет собой охраняемую природную территорию, на которой располагается редкий объект живой (или неживой) природы.

-Так,что же уникального есть в отложениях мела и мергеля?

-Что такое остатки фауны?

-И что такое палеонтология?

Учащиеся затрудняются ответить.

- Из каких источников можно узнать об этом?

-Кто желает найти информацию и поделится её со всеми на следующем уроке?

Несколько учеников проявляют желание. подготовить материал и оформить его в виде сообщений,фотографий, буклетов.

Вывод :мы с вами живём в уникальном месте на территории нашего края протекают реки Дон и Богучарка и территории этих рек находятся два памятника природы Гидрологический памятник природы урочище «Рыжкина балка» - участок реки Дон от с. Красногоровки до х. Оголева, геологический памятник природы: Устье реки Богучарки -статки доисторической макро- и микрофауны в отложениях мела и мергеля в устье реки Богучарки. Остатки фауны имеют огромное значение для палеонтологии, что отражает научную функцию памятника природы. А вот в чём уникальность этих памятников природы вы узнаете сами и расскажете на следующем уроке.

А сейчас нам надо узнать всё об особенностях рек.

Ребята, вы все были на реках Дон,Богучарка.

-А как вы определяли, в каком направлении течёт река?

- Где у реки правый и левый берег?

- Откуда собирается вода в реке? (работа по рисункам с. 105) Задание №3 с. 33 в рабочей тетради

- А может ли добавить воды в реке маленький дождик? (с. 106)

- А почему не кончается вода в реке, если нет дождя? (с. 107)

- Теперь можете ответить на вопрос: Почему вода в реке не кончается и река всё время течёт? (Слайды 13-14)

- А вот определить, куда течёт река нам поможет карта. Давайте порассуждаем: многие реки соединяются с морем. Что вы знаете о морской воде? Значит, если бы реки брали начало в море, то вода в них была бы… А она пресная. Значит, реки впадают в моря. А начало обычно берут в горах или на равнинах из маленьких ручейков.

- А как же маленькие ручейки становятся огромной рекой?

- Может ли ручеёк стать сильным и могучим?

- Прочитаем сказку про ручеёк. (с. 108, 110)

- А что же такое озеро? (слайды 14-15)

- Прочитайте про озёра на с. 109.

- Что узнали про озёра? (по плакату) Задание № 5 с. 34 в рабочей тетради

iV. Закрепление изученного. Самостоятельное применение знаний.

Работа в печатной тетради

Задание №1 в рабочей тетради

1. Блиц-проверка знаний учащихся

- Отметьте числом ответы на вопросы:

• Под каким номером русло реки?

• Правый приток?

• Устье реки?

• Левый приток?

• Исток?

V.. Рефлексия. Итог урока

- Услышали ли вы ответ на свои вопросы в начале уроке?

- Что нового узнали?

- Кто оценивает свою работу очень высоко?

VI. Домашнее задание

С. 104-111, рабочая тетрадь с. 34-35 № 6, 9, ответить на вопросы (найти в различных источниках об этом информацию)

что уникального есть в отложениях мела и мергеля?

-Что такое остатки фауны?

-И что такое палеонтология?

.

Публикации по теме:

Авторский конспект беседы в подготовительной к школе группе «Голубая дорога Якутии» Цель. Продолжить знакомство с якутским фольклором – загадки о республике. Дать представление о значении рек в жизни народов Севера. Раскрыть.

Музыкально — дидактическая игра «Водоемы» для детей 3–5 лет Музыкально - дидактические игры для детей 3-5 лет «Водоемы» Цель: закрепление представлений детей о водоемах, музыке воды, умение проводить.

Автор публикации:
Урок по окружающему миру во 2 классе на тему «Реки и озера»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 15:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД