Киященко Татьяна
Урок по литературному чтению в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа №1»
Урок по литературному чтению
в 1 классе : «Русская народная сказка «Рукавичка»
Подготовила:
учитель начальных классов
Киященко Татьяна Викторовна
2021 год
Тема урока : «Русская народная сказка «Рукавичка»
Публикация «Урок по литературному чтению в 1 классе „Русская народная сказка „Рукавичка“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рукавичка»; научить различать народные сказки от авторских.
Задачи урока :
- совершенствовать навык чтения целыми словами;
- совершенствовать речевые умения и навыки;
- воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать целыми словами, различать народные и авторские сказки.
Личностные: формировать стремление к приобретению новых знаний и умений у обучающихся; развивать устную речь, память, внимание, пополнять словарный запас.
Метапредметные:
Познавательные: уметь строить речевые высказывания в устной форме; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, определять последовательность событий в сказке.
Регулятивные: уметь принимать и сохранить учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формировать свою точку зрения по содержанию прочитанного; выразительно читать текст, слушать и понимать других; учиться работать в группе.
Оборудование: презентация, аудиозапись песни «В гостях у сказки», аудиозапись сказки «Рукавичка», сигнальные карточка красного и зеленого цвета, иллюстрации к картинному плану сказки «Рукавичка», рисунки рукавичек красного и зеленого цвета и снежинок.
Ход урока:
2 слайд
I.Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
II. Повторение пройденного.
- Сегодня на уроке мы с вами опять отправимся в путешествие, а вот куда вы узнаете, послушав песню.
(Звучит песня «В гостях у сказки»)
- Да, сегодня мы свами побываем в гостях у очередной сказки. А пока немного повторим….
3 слайд
- На слайде представлены книги. Скажите, что общего у этих книг? А чем они различаются?
( Дети: общее – это сказки, различаются – народные и авторские)
- Почему первую группу книг называют народными?
- Да, сказки появились очень давно, в то время, когда еще было очень много людей, которые не могли читать и писать, поэтому сказки не записывали, а передавались из уст в уста. Рассказчик или певец, напевая сказку. Передавал ее слушателям, а другой рассказчик, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась. Так сказки становились народными.
- Почему вторую группу сказок называют авторскими?
- Потому что у каждой из этих сказок есть автор. На обложке книги обязательно есть его имя.
- Давайте распределим эти сказки на группы : народные сказки и авторские.
4 слайд -
- Проверяем правильно ли мы с вами распределили книги.
III. Мотивация учебной деятельности.
5 слайд
- Сегодня мы отправимся с вами в сказку. Название сказки вы узнаете, соединив снежинки в порядке убывания их номеров. На снежинках написаны буквы.
9 6 3 7 2 1 8 4 5
Р а ч к к а у и в
- Кто прочитал название сказки? Правильно – «Рукавичка». Скажите, как вы думаете действие этой сказки будет проходить в какое время? А что вам помогло определить время года? (снежинки).
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр 38.
- Посмотрите есть ли у этой сказки автор. Значит эта сказка какая?
2. Первичное знакомство со сказкой.
Слушание аудиозаписи сказки «Рукавичка».
- Послушайте внимательно сказку, запомните если встретятся слова, значение которых вам будет не понятными.
- Понравилась ли вам сказка?
Прием «Верные и неверные утверждения». Ребята мы сейчас с вами поиграем в игру «Да, нет». Я вам буду говорить высказывания, а вы если согласны с этим высказыванием поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
- Обронил рукавичку дед.
- Первым стала жить в рукавичке лягушка - попрыгушка.
- Первой стала жить мышка – поскребушка.
- Последним жить в рукавичку пришел медведь.
- Дед не нашел рукавичку.
- Волчок – серый бочек пришел в рукавичку после кабана - клыкана.
- Почему звери были вынуждены покинуть свой дом?
- Встретились ли вам непонятые слова?
6 слайд
Объясните значение слов:
Бредет - идет медленно, с трудом.
Врассыпную - в разные стороны.
Обронил - уронил.
3. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
7 слайд
- В сказке встречаются длинные и трудные слова для чтения. Потренируемся их читать, сначала по слогам, а потом целыми словами
об-ро-нил - обронил
по-пры-гуш-ка - попрыгушка
по-скре-буш-ка - поскребушка
спра-ши-ва-ет - спрашивает
по-бе-гай-ка - побегайка
сест-рич-ка - сестричка
бре-дет - бредет
под-хо-дит - подходит
4. Чтение учащимися сказки в слух «Цепочкой».
5. Анализ произведения.
- Назовите героев сказки.
- Сколько всего жителей было в рукавичке?
- Кто за кем появился в сказке?
- Кто пришел между лягушкой – попрыгушкой и лисичкой – сестричкой?
- Кто пришел по счету шестым?
- Какая по счету пришла лисичка – сестричка?
- Назовите жителя рукавички, который пришел седьмым?
- Скажите, а как можно одним словом назвать всех жителей рукавички. А какие это животные дикие или домашние? Почему?
- Давайте составим картинный план нашей сказки.
(на доске сюжетные картинки сказки «Рукавичка», дети по очереди расставляют по порядку сюжетные картинки сказки)
6. Работа в группах.
- У вас на партах лежат листочки с текстом. Они разного цвета: красные, зеленые, желтые. На листочках будет описано животное, вам надо определить какое это животное и являлось ли это животное героем нашей сказки.
Карточка красного цвета – «Это животное очень красивое животное. У неё мягкая и пушистая шёрстка, которая может быть от серо-жёлтого до огненно-рыжего. Хвост очень пушистый и красивый. Мордочка длинная и узкая. Нюх развит очень хорошо. Она чувствует все запахи и может по запаху найти, куда убежал заяц или мышка.»
Карточка зеленого цвета – «Это животное имеет пушистый хвост и длинные ушки. Уши крупные и вытянутые, иногда с кисточками на конце. Лапки сильные, с крепкими и острыми когтями. Благодаря сильным лапам грызуны так легко лазят по деревьям. Для обустройства своего жилища предпочитают использовать дупло дерева. Питаются свежими и сушёными грибами, семенами шишек, орехами.
Карточка жёлтого цвета – «Это животное несмотря на свои размеры, ловкое и подвижное. Питается он разнообразно и растительной пищей, и так же поедает насекомых, мелких животных и птиц. Любит полакомиться мёдом. Зимой спит.»
(Дети читают описание животного, совещаются в группах в определение названия животного, определяют кто будет отвечать)
- Группы выполнили задание, представитель от группы приготовьтесь отвечать. Про какое животное вы читали и по каким признакам вы определили, что это именно то животное.
V. Рефлексия.
(На доске две рукавички красного и зеленого цвета.)
Обратите внимание – на доске расположены рукавички красного и зеленого цвета. Сейчас мы свами будем украшать эти рукавички снежинками, которые находятся у вас в корзиночках. Возьмите снежинки и если вам понравился урок, у вас было хорошее настроение, и вы узнали что-то новое, и у меня всё получилось, то прикрепите снежинку к красной рукавичке, а если не понравился урок – к зеленой рукавичке.
VI. Итог урока.
- Ребята с кокой сказкой мы с вами сегодня познакомились?
- Какая это сказка русская народная или авторская?
7 слайд