Получи документы

Урок по биологии «Липиды» в 10 классе

Татьяна Марченко
Урок по биологии «Липиды» в 10 классе

Поурочный план Класс 10

Урок 8 биологии

Учитель Марченко Татьяна Александровна

Тема урока : Липиды.

Тип урока : урок практикум комбинированный урок изучение нового материала

Цели урока : углубить знания, учащихся о липидах.

Задачи:

образовательные: опираясь на знания о липидах из химии, расширить представления о них как о химических веществах, изучив химический состав свойства липидов, на примере жиров;

Публикация «Урок по биологии „Липиды“ в 10 классе» размещена в разделах

развивающая: развивать стремление к познанию химического строения живых организмов, развитие коммуникативных навыков, работа в команде;

воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации, ее интерпретации, планирования и выполнения эксперимента.

Оборудование: технические средства обучения кабинета биологии : ПК в сборе, мультимеда, документ – камера, учебник биологии для 10 класса под ред. Пасечника В. В. «Линия жизни»,

Лабораторное оборудование: водяная баня, спиртовки, штативы лабораторные, штативы с пробирками, мерные стаканчики, стеклянные палочки, пипетки, фарфоровая ступка с пестиком, фильтровальная бумага,спички.

Реактивы: 10 % и 30% раствор гидроксида натрия; жир растительный, вода, этанол, желток

Ход урока

Этап урока Содержание учебного материала

I. Орг. момент Организационно-психологический настрой. 1мин

II. Проверка домашнего задания.

7 мин

Три человека -по карточкам за партами,один человек- термины,один -работа по схеме

фронтальный опрос с классом по параграфу 6 " Неорганические соединения :вода и минеральные вещества.

1. Какие неорганические вещества содержатся в живых организмах?

2. Какие химические связи называют водородными?

3. Какая химическая связь называется ковалентной полярной связью?

3. Какие физико-химические свойства воды наиболее важны для жизнедеятельности клетки или живого организма?

4. Какие вещества называются гидрофильными?

5. Какие вещества называются гидрофобными?

III.

Актуализация темы:

Изучение н/ м:

10 мин.

5 мин Учитель : Из курса истории вы помните, что во время Великой Отечественной войны город Ленинград (а ныне Санкт-Петербург) был оккупирован гитлеровцами почти 2,5 года. За это время все было в Ленинграде: голод, холод, разруха, нехватка лекарств, но странно, что не было эпидемий инфекционных заболеваний.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему?

Работа в группах:

(Обсудите и выступите перед классом с решением данного проблемного вопроса)

Учен. /учитель А помогло им то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных – собак, крыс, кошек.

Какое тяжелое детское заболевание, связанное с жирами, вам известно? (рахит).

Оказывается его профилактика и лечение не обходятся без жира, а именно, рыбьего жира. Что же это за вещества – жиры, которые играют в нашей жизни такую большую роль? О чем пойдет речь на на нашем уроке?

Ученики:" Липиды" (Жиры)

Учитель: "Правильно, тема сегодняшнего урока : Липиды.

посмотрите на слайд, запишите тему урока.

1. Вспомните, какие органические вещества образуют клетку.

2. Что такое биополимеры?

3. Какие полимеры называют высокомолекулярными?

(В клетках живых организмов содержится множество органических веществ, большинство из которых- биополимеры, то есть сложные вещества, состоящие из повторяющихся фрагментов-мономеров.)

Учитель Давайте рассмотрим такую химическую реакцию.

и сформулируем определение липидов

Ученики Липиды (от греч. lipos - жир) - обширная группа природных органических соединений, с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных и микроорганизмах. Это смесь сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот.

Учитель Давайте вспомним, какие функции выполняют липиды.

Учитель Липиды не растворимые в воде (гидрофобность, но хорошо растворимые в неполярных органических растворителях (бензине, эфире, хлороформе, спирте).

Липиды широко распространены в природе. Вместе с белками и углеводами они составляют основную массу органических веществ живых организмов, являясь обязательным компонентом каждой живой клетки.

Липиды являются одним из основных компонентов биологических мембран.

Образуют энергетический резерв организма, участвуют в передаче нервного импульса, в создании водоотталкивающих и термоизоляционных покровов и др. К липидам относят некоторые жирорастворимые вещества, в молекулы которых не входят жирные кислоты, напр., терпены, стерины.

Многие липиды - продукты питания, используются в промышленности и медицине.

Классификация липидов.

По особенностям строения выделяют несколько групп липидов.

1. Простые липиды (жиры, воска). Их молекулы состоят из жирных кислот в соединении с глицерином – жиры или другими одноатомными спиртами – воска. Воска образуют защитную смазку на коже, шерсти и перьях, покрывают листья и плоды высших растений, а также кутикулу наружного скелета у многих насекомых. Эти вещества очень гидрофобны.

2. Сложные липиды – состоят из глицерина, жирных кислот и других компонентов. К этой группе относятся: фосфолипиды (производные ортофосфорной кислоты, входят в состав всех клеточных мембран); гликолипиды (содержат остатки сахаров, их много в нервной ткани); липопротеиды (комплексы липидов с белками).

Стероиды – небольшие гидрофобные молекулы, являющиеся производными холестерина. К ним относятся многие важные гормоны (половые гормоны и гормоны коркового слоя надпочечников, терпены (эфирные масла, от которых зависит запах растений).

Пользуясь учебником составим классификацию липидов по составу.

Учитель "Липиды организма человека — это, главным образом, нейтральные сложные эфиры глицерина и высших жирных кислот — триглицериды, фосфолипиды и стерины "

Практическая часть

Учитель.

Выдвижение гипотезы. Присутствие жиров (липидов) в биологических объектах или растворах можно определить с помощью цветных и других реакций, протекание которых обусловлено наличием в исследуемых объектах специфических групп и связей.

"Сейчас мы попробуем определить наличие жиров в органические веществах, а так же, рассмотрим некоторые свойства, выполнив опыты. Результаты будем заносить в таблицу. заносим в таблицу и формулируем вывод. при выполнении практического задания помним правила ТБ. будьте осторожны при работе с химическими реактивами.

Свойства жиров Лабораторная работа №3

Работа в группах. Класс делится на три группы

и поочередно проводят опыты с занесением результатов в таблицу и на доску.

группа 1 опыт №1

В одну пробирку добавить яичный желток и воду, а во вторую яичный желток и теплый этиловый спирт. Размешать стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

группа 2 опыт №2

1. В 3 пробирки помещают по 2-3 мл дистиллированной воды и растительного масла. Необходимо следить, чтобы количество воды и жира было приблизительно одинаковым. Добавляют в пробирку несколько капель раствора яичного белка, во вторую - несколько капель раствора КОН, в третью- не добавляют ничего (она будет служить контролем). Взбалтывают содержимое всех пробирок, ставят их по порядку в штатив и наблюдают образование в первых двух пробирках относительно устойчивой эмульсии, а в третьей - расслоение неустойчивой эмульсии на жир и воду.

Возможен выбор получения устойчивой эмульсии жиров с добавлением белка, или КОН.

группа 3 опыт 3

После проведения опытов, заполните таблицу и сделайте вывод о свойствах жиров:

1. В пробирку налить 1 мл растительного масла, добавить щепотку ванилина и 4-5 капель 10 % раствора NaOH. нагреваем на водяной бане.

2. Плод фенхеля постить на поверженость дистилированной воды.

3. внести небольшое количество масла

4. Записать результаты и сделать вывод

IV. Закрепление:

4 мин IV. Закрепление материала – оформление результатов работы и написание выводов (10 мин.)

Каждая рабочая группа представляет своего докладчика с результатами проведённого опыта. Остальные учащиеся знакомятся с ходом опыта, оформляют результаты в сводный отчёт

Оформите проведенные исследования в виде таблицы.

№задания

Условия проведения реакции

Наблюдаемое явление

Вывод

V. Подведение итогов 1 мин Учитель: липиды выполняют многие жизненно важные функции в клетках и организмах.

Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

Жиры бывают животного и растительного происхождения, которые отличаются наличием в них различных карбоновых кислот.

Жиры имеют важное значение в жизни человека, т. к. они выполняют очень важные функции в организме, такие как энергетическая, защитная, строительная.

VI. Д/ З:1 мин П 7, выписать значение липидов в тетрадь

VII. Рефлексия Рефлексия. Учащиеся обсуждают успешность и результаты выполненных групповых опытов с учителем и делают выводы, что такие классы органических веществ, как белки, липиды и углеводы, можно обнаружить при помощи качественных химических реакций.

Публикации по теме:

Урок математики в 5 классе, посвященный Дню синичкиУрок математики в 5 классе, посвященный Дню синички МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС. СИНИЧКИН ДЕНЬ. Цели: • образовательные: отработка практических умений и навыков действий с числами, применение знаний.

Урок по шитью во 2 классе «Игольница «Цветочек»Урок по шитью во 2 классе «Игольница «Цветочек» В этом году ребята из 2В класса, начали осваивать новое для себя дело - «шитьё». На первых занятиях, мы изучали швы «вперёд иголку» - это.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения» Тема урока: «Музыка эпохи Возрождения» Тип урока: Урок сообщения новых знаний Форма урока: лекция Технология урока. Проблемное обучение.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Автор публикации:
Урок по биологии «Липиды» в 10 классе
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 19:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД