МААМ-картинки

Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида «Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»

Муслимова Елена
Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида «Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»

Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида

Цели урока:

1) Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; ознакомить с творчеством Н. П. Крымова и его картиной «Зимний вечер»; продолжить знакомство с пейзажем как жанром живописи

2) Развивать мышление, устную речь, способность создавать художественное описание картины;

Публикация «Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида „Сочинение по картине Н, П, Крымова „Зимний вечер“» размещена в разделах

3) Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Оборудование:

Портрет Н. П. Крымова, репродукция картин Н. П. Крымова «Зимний вечер», «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь»- презентация, карточки, дополнительный материал.

Ход урока:

1. Орг. момент Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

СЛАЙД № 2

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы

- Ребята, обратите внимание на то, как описывают красоту зимней природы замечательные поэты.

Многим художникам тоже близка эта тема. Одним из таких был Николай Петрович Крымов.

2. Сообщение темы и цели урока: - Сегодня наш урок посвящен работе над картиной художника Н. П. Крымова. В истории живописи Н. П. Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. (Учебник русского языка стр. 169)

3. Повторение терминов:

- Но прежде, чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним какие типы речи вам известны? (Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Описание— это изображение какого-либо явления, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.)

- Как вы думаете, к какому типу речи будет относиться наше сочинение по картине? (описание)

- К какому жанру живописи отнесём эту картину (пейзаж - жанр, в котором на полотне изображены картины природы.)

- В каждом времени года есть свое очарование, и поэты, искатели красоты, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность. Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вспомните картины И. Грабаря «Февральская лазурь», С. Герасимова «Зима», Б. Кустодиева «Масленица» и картины других художников. СЛАЙДЫ №3-6.

Николай Петрович Крымов – известный художник – пейзажист.

4. Сообщение о художнике и его работах: СЛАЙД № 7

Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа - родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком. СЛАЙД № 8

Николай Петрович Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «У мельницы», которые принесли ему известность. СЛАЙД Ы № 9, 10, 11

Н. П. Крымов вошёл в историю русского искусства как поэт родной природы, той, среди которой мы живёт и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы. Большое место в творчестве Н. П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). СЛАЙД № 12

Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.

5. Беседа по картине:

- Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.

- Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? («Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием и умиротворением».)

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? («Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом».)

- Что с первого взгляда привлекает в картине? («Наше внимание привлекает голубой снегс лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план».)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

6. Работа в группах. (Задания на карточках.)

Карточка 1

-Подумайте над вопросом и ответьте устно :

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину, в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)

Карточка 2

-Подумайте над вопросом и ответьте устно:

-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)

- Какими изображены деревья?

(«На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.»)

- Опишите деревушку. («Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола.»)

- Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

- Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий,лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)

-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)

7. Словарная работа:

- Какими синонимами можно заменить слова СЛАЙД № 13

Картина – полотно, произведение, репродукция, пейзаж, работа…

Художник – Н. П. Крымов, автор, живописец, создатель, пейзажист, мастер…

Нарисовал- создал, написал, изобразил…

словарно-стилистическая работа: СЛАЙД № 14

выберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж»: красивый, жизненный, зимний, прекрасный, сельский, превосходный, вечерний, изумительный, чудный, спокойный, чудесный, великолепный, волнующий, живописный, изумительный, дивный, сказочный, естественный, искусственный, незабываемый, бесподобный, прелестный, отличный, ведущий, деревенский.

употребите подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине:

СЛАЙД № 15 белый, жемчужно-белый, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лиловатый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.

Назовите сложные прилагательные.

Найдите «цветовые» прилагательные.

Какие прилагательные обозначают качество снега?

8. Составление плана сочинения. СЛАЙД № 16

І. Н. П. Крымов – замечательный художник-пейзажист.

ІІ. Зима в изображении художника Н. П. Крымова.

1. Признаки наступления зимнего вечера:

а)тени; б)снег; в) небо, г)воздух.

2. Цвета, использованные художником для изображения зимнего вечера.

ІІІ. Какие чувства вызывает пейзаж?

9. Работа над сочинением.

1. Варианты вступления.

(«Н. П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)

+ 2-3 ученических.

2. Варианты заключения.

(«От картины веет тишиной, покоем. Автор любуется вечерними сумерками, богатством зимних красок. Мне тоже хочется побывать в этой тихий деревне, подышать морозным воздухом».)

+2-3 ученических.

10. Итог урока.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Закончим наш сегодняшний урок словами самого автора картины Н. П. Крымова: «Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение.»

- Н. П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Домашнее задание: подготовить черновик с примерным сочинением.

Выставление оценок.

Карточка 1

-Подумайте над вопросом и ответьте устно :

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине?

Карточка 2

-Подумайте над вопросом и ответьте устно:

-Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Фотоотчет «Зимний вечер»Фотоотчет «Зимний вечер» Добрый вечер уважаемые коллеги! Зима очень красивое время года. Она поражает нас своей чистотой, все кругом окутано в белые одежды. Мы с.

Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка» Николай Михайлович Ромадин родился 6 (19) мая 1903 года в Самаре в семье железнодорожного служащего. В 1922 году он поступил в Самарский.

Урок русского языка в 4 классе «Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» Тема: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина».

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок развития речи в 6 классе для учащихся V вида «Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 16:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД