Елена Васильева
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи : глагола, причастия, наречия.
Задачи:
Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.
Публикация «Урок русского языка в 7 классе „Деепричастие как часть речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Изучение темы «Деепричастие как часть речи». Вступительное слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.
Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-» : дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.
Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
• Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
• Как выражены действия в этих предложениях?
В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Определим глагольные признаки деепричастия :
- Обозначает добавочное действие
- Образуется от глагола
- Имеет вид
• Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались что делая? – роняя – несовершенный вид.
• Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как)
• Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)
• Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)
Наречные признаки деепричастия :
- Не изменяется
- Синтаксическая роль: обстоятельство
В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.
3. Изучение теоретического материала учебника
Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя.
Деепричастие связано в предложении с другими словами (запишем в тетради)
И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших елочек, наконец-то заиграл на лицах детей.
(скользнув где? по верхушкам ближайших елочек)
Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот.
4. Работа с текстами:
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты :
1. Ф. И. Тютчева “Зима недаром “злится” :
…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” :
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н. А. Некрасова “Однажды…” :
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…” :
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
5. Э. А. Асадова “Лес” :
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С. А. Есенина “Отговорила роща золотая” :
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С. Я. Маршака “Словарь” :
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И. А. Бунина “***” :
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
Минутка для шутки:
Верно ли?
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.
Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)
5. Закрепление изученного.
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.
Проверка работы.
А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,
Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.
В) Вывод.
- Итак, перед нами деепричастия, т. е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.
Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).
Г) Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
6. Итог урока.
7. Дом. задание:
выполнить с. 76-77, упражнение 159