Лучший педагог года

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»

Елена Васильева
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов в предложении; уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи : глагола, причастия, наречия.

Задачи:

Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи; развивать коммуникативные навыки.

Публикация «Урок русского языка в 7 классе „Деепричастие как часть речи“» размещена в разделах

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор и мультимедийный экран

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Изучение темы «Деепричастие как часть речи». Вступительное слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.

Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-» : дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях)

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

• Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

• Как выражены действия в этих предложениях?

В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Определим глагольные признаки деепричастия :

- Обозначает добавочное действие

- Образуется от глагола

- Имеет вид

• Определим вид, поставим вопрос от глагола: Осыпались что делая? – роняя – несовершенный вид.

• Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как)

• Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)

• Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)

Наречные признаки деепричастия :

- Не изменяется

- Синтаксическая роль: обстоятельство

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия.

3. Изучение теоретического материала учебника

Но, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя.

Деепричастие связано в предложении с другими словами (запишем в тетради)

И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших елочек, наконец-то заиграл на лицах детей.

(скользнув где? по верхушкам ближайших елочек)

Деепричастие с зависимыми словами – деепричастный оборот.

4. Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты :

1. Ф. И. Тютчева “Зима недаром “злится” :

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

2. Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” :

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

3. Н. А. Некрасова “Однажды…” :

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…” :

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…

5. Э. А. Асадова “Лес” :

…Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!

6. С. А. Есенина “Отговорила роща золотая” :

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая.

Уж не жалеют больше ни о ком…

7. С. Я. Маршака “Словарь” :

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь…

8. И. А. Бунина “***” :

В саду листки берез, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят…

Минутка для шутки:

Верно ли?

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.

Сделав уроки, у меня заболели глаза.

(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.

Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)

5. Закрепление изученного.

А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.

Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.

Проверка работы.

А) прочитайте выписанные вами предложения, назовите их грамматические основы,

Б) назовите деепричастия, докажите это и укажите, каким членом предложения они являются.

В) Вывод.

- Итак, перед нами деепричастия, т. е. такие слова, которые причастны к действию, обозначают добавочное действие, тогда как глаголы – основное.

Обратите внимание: деепричастие связано особым способом с подлежащим: оно всегда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, которое выполняет и основное действие (действие сказуемого).

Г) Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.

1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.

2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.

3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.

6. Итог урока.

7. Дом. задание:

выполнить с. 76-77, упражнение 159

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Третье склонение имён существительных» Задачи: Познакомить с признаками имён существительных 3 –го склонения; Учить выделять имена существительные 3 –го склонения; Развивать.

Урок русского языка «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в 3 классе Тема: "Проверяемые безударные гласные в корне слова" Цели: • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка во 2 классе «Упражнения в правописании буквосочетаний жи-ши. Обозначение орфограммы» Русский язык УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВОПИСАНИИ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи-ши. ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ. Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна Предмет: русский язык Класс: 6-В Дата проведения: 12.12.2018 № урока: Тема урока: Имена существительные.

Автор публикации:
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»
Опубликовано: 7 марта 2019 в 16:38
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД