Получи документы

Конспект урока русского языка в 4 классе

Татьяна Садыкова
Конспект урока русского языка в 4 классе

Технологическая карта урока

Садыкова Татьяна Алексеевна

ФИО участника конкурса

ГБОУ № 599 Приморского района

краткое название образовательной организации, включающее район

Гармония

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Русский язык

учебный предмет

4

класс

Тема: Поговорим о значении слова. Многозначные слова.

Тип: урок открытия нового знания

Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе» размещена в разделах

Цель урока : сформировать понятие «многозначные слова»; формировать умение различать значения многозначных слов в контексте; распознавать многозначные слова;

правильно и точно употреблять слова в речи

Планируемые результаты

Предметные:

понимать, что в языке есть слова с одним и несколькими значениями;

распознавать многозначные слова;

выяснять значение слова по словарю;

осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их использования;

соблюдать нормы употребления слов;

Метапредметные:

работать с памятками, словарями, другими источниками;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию;

планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану;

контролировать процесс и результат своей деятельности;

проводить анализ, синтез, делать умозаключения, выводы;

Личностные:

осознавать язык как средство общения;

формировать мотивацию к творческому труду;

проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

Ресурсы урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник, тетрадь – задачник, толковые словари, карточки с заданиями для индивидуальной работы, иллюстрации.

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.

Организация внимания учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Я надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас новыми знаниями. Формула успеха заключается в следующем: настроение-вера в себя – результат! (слайд 2) Это будет девизом нашего урока.

Приветствие учителя и учащихся. Приветствие гостей.

Умение организовывать своё рабочее место.

Хором читают девиз.

Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания.

Прочитайте высказывание известного писателя М. Шолохова о русском языке

«Величайшее богатство народа – его язык»

(слайд 3)

Как вы его понимаете?

Запишите предложение. Поставьте ударение в словах, отметьте орфограммы.

Выполняют письмо по образцу. Постановка ударения в словах, определение орфограмм.

Организация познавательной деятельности

Формулирование темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Игра.

(На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!») Как вы думаете, что может лежать в этой коробке?

Проверим ваше предположение.

Достаю предметы из коробки.

Свежий хлеб, свежая газета, свежее полотенце.

А что сюда не положили, но тоже может быть свежим?

Какое открытие мы сделали о слове свежий?

Как называются такие слова?

Сформулируйте тему урока. (слайд 4)

Правильно, тема нашего урока – многозначные слова.

Запишите словосочетания, которые мы составили. Свежее полотенце – чистое

Свежий хлеб – только испечённый

Свежая газета – только выпущенная

Каким является слово свежий? Почему?

Прочитаем правило на с. 95.

Проанализируйте свои действия, что мы делали, для того, чтобы определить сколько значений у слова?

Определить значение слова непросто.

Куда мы можем обратиться за помощью?

Уточним значение слов в словаре.

Сделаем вывод по схеме (слайд 6)

Что мы узнали о словах? Проанализируйте свою деятельность, чем мы занимались на данном этапе?

Продолжим наблюдать за словами.

Кто готов записать предложение и решить орфографические задачи?

На тр. ве играют з. л. тые лучи в. сен. его со. нца лё.кий в. терок ш. лестит в з. лен. д. рев?ев.

(слайд 5)

Как вы думаете, в предложении есть многозначные слова? Докажите.

Запишите словосочетания с многозначными словами. Уточним значение слов.

Для чего нужны многозначные слова?

Вы правы, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.

Поработаем с тетрадью – задачником. С 13 (часть 3) № 555

Прочитаем стихотворение и подумаем, какими словами играет автор?

Найдите в толковом словаре учебника значение слов. Найдите, сколько значений у слова бьют, заяц?

Запишите второе стихотворение.

Работаем с учебником С. 96 № 559

Прочитаем разговор двух приятелей и подумаем, почему мальчик попал в смешное положение?

Какой совет можно дать мальчику? Прочитайте совет авторов с. 97 учебника

Проверим, как вы усвоили новые знания. Найдите в толковом словаре учебника любое слово и поработайте с ним по плану. (слайд 7)

План отчёта

Я работал (а) со словом (назвать слово).

Это слово имеет___значений. Перечислить.

Это слово многозначное (однозначное, потому что.

Вывод: Многозначными называются слова.

Заслушаем отчёты.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

(воздух, ветер, идеи)

(многозначные)

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Работают в тетрадях.

Размышляют.

(Использовали его с разными словами)

Работают с толковым словарём.

Работают со схемой:(Чтобы узнать значение слова, посмотри в толковый словарь.)

(Искали слова в словаре, чтобы узнать их значение)

Работают над записью предложения, объясняют орфограммы. Определяют грамматическую основу предложения. Выполняют проверку написанного. Составляют словосочетания

(Играют, золотые) (Придумывают с ними словосочетания)

(Золотые сережки, золотая осень, золотые руки)

(Они делают речь богатой и выразительной)

Работают с тетрадью-задачником, с учебником.

Размышляют, анализируют. Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарём.

(Он употреблял слова, значение которых не знает)

Работают с индивидуальным заданием с включением нового знания по плану.

Отчитываются о проделанной работе по схеме и фиксируют результат.

Рефлексия деятельности

Подведём итог. Какие новые знания вы получили?

Проанализируйте свою деятельность на уроке и оцените себя.

Выставление оценок.

Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.

Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.

Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!

1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

2. Составь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море

(Мы узнали, что у слова может быть несколько значений. Такие слова называются многозначными.

Чтобы узнать значение слова - пользуйся толковым словарем)

Осознают способы преодоления затруднения и самостоятельно оценивают полученные результаты.

Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.

Оценивают свою работу на уроке.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

План-конспект урока русского языка во 2 классе УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Учитель начальных классов Куимова Валентина Сергеевна Тема урока: «Проверка ОСП в корнях слов путем изменения слова и с помощью родственных.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов с двумя слогами» Цель урока: -научить переносить слова типа «хата» «изба»; Планируемый результат: -научиться переносить слова типа «хата» «изба»; Задачи.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 15:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД