МААМ-картинки

Урок русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»

Заякина Александра
Урок русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова.

Дата: 05.10.2021

Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Многозначные слова, Слова в прямом и переносном значениях, Заимствованные слова“» размещена в разделах

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, школьно-учебные принадлежности, индивидуальные раздаточные карточки.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфограммы.

— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)

— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.

(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.)

— К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

— Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)

— Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях : в первом предложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.)

— Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

— Прочитайте следующую пару предложений.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

— Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)

— Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимологическом словаре.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)

— Как называются такие слова? (Заимствованные.)

— Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)

— Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 62 (с. 44).

— Прочитайте стихотворение.

— Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)

— Где можно уточнить значение этих слов? словаре иностранных слов.)

— Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение.

(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик иностранных слов.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 63 (с. 45).

— Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.

— Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)

— А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра Iрусский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)

— С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.

— Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.

— Что означает это слово?

— Составьте предложение со словом шофёр.

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики : орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 65 (с. 46).

— Какие слова называются многозначными?

— Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

— Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? многозначных слов значения пронумерованы.)

— Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова. (Работа в парах.)

— Расскажите о значении многозначных слов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова чай. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 66 (с. 46).

— Почему персонажи мультфильма не поняли друг друга? (Словосочетание золотой мальчик употребляется в переносном значении.)

— Объясните значение этого словосочетания.

— Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.

— Найдите среди них те, в которых слова употребляются в переносном значении.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Разберите слова по составу : вариант 1 - серебристый, вариант 2 — железный.

(Проверка.)

Упр. 67 (с. 46). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексическое значение слов разъясняется :

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным 3) многозначным

2) однозначным 4) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) рысь, кисть, щенок

2) ручка, ёрш, кастрюля

3) корень, ключ, кнопка

4) лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.

1) в помещении стало светло

2) мама хорошо освещена

3) мама радуется

4) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании :

1) горячий песок 3) горячее сердце

2) крутой склон 4) золотые часы (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие слова называются многозначными?

— Что значит «прямое и переносное значения слов»?

— Что такое устаревшие слова?

— Какие слова называются заимствованными?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 45, 68 (с. 46).

Тест

1. Лексическое значение слов разъясняется :

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным 3) многозначным

2) однозначным 4) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) рысь, кисть, щенок

2) ручка, ёрш, кастрюля

3) корень, ключ, кнопка

4) лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.

1) в помещении стало светло

2) мама хорошо освещена

3) мама радуется

4) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании :

1) горячий песок 3) горячее сердце

2) крутой склон 4) золотые часы

Бланк ответов

1 2 3 4 5

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Фотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» ВидеоФотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» Видео "Непутёвые заметки" Совершенно неожиданно в конце сентября мы оказались в Анапе. Летом муж получил приглашение участвовать в литературном.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 09:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова»» (включая файлы) размещена пользователем Заякина Александра (УИ 2779021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД