МААМ-картинки

Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5–2 года)

Татьяна Воронкова
Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5–2 года)

Актуальность: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Цель: развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

Задачи:

-Создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладение предметными действиями;

-Стимулировать познавательную активность детей;

Публикация «Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5–2 года)» размещена в разделах

-Организовыватьигры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов;

-Создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформулирован Н. М. Аксариной. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма.

«Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Шелованов)

ФГОС ДО особое внимание уделяет работе с детьми раннего возраста, созданию благоприятных условий развитиядетейв соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Один из основных принциповдошкольного образования-сохранение уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов детства обозначен в п. 1.2 ФГОС ДО.

Ранний возраст – это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Удовлетворение этой потребности, база, заложенная в этот период, во многом определяет успешность ребенка в будущем.

В раннем возрасте, как известно, ведущим видом деятельности выступает предметная деятельность.

Ребенку- второй год жизни. В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга. У ребенка начинается складываться характер,идет формирование поведения, а овладение ходьбой дает возможность непосредственного общения с окружающим миром. Это способствует быстрому сенсорному развитию,формированию наглядно-действенного мышления. Ребенок начинает много двигаться, легко вступает в контакт со знакомыми людьми.

В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий).

Каковы же главные достижения малыша на втором году жизни?

Что интенсивно формируется в этом возрасте наиболее интенсивно?

Понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; осуществляется дальнейшее сенсорное развитие,развитие игровой деятельности,действий с предметами и движений;формирование навыков самостоятельности.

Существует взаимосвязь в развитии ребенка по всем направлениям. Наиболее заметно эти связи проявляются в развитии движений ребенка.

Дети встречаются с разнообразием предметов в быту и в природе. Малыши действенным путем познают различные свойства предметов и явлений. (Песок сыпучий, снежинка холодная,иголочки у елки колючие,яблоко сладкое и т. д.)Уже в этом возрасте взрослый помогает видеть форму шара,куба,сравнивать их,выделять в предметах величину, для них является основным отличительным признаком.

Ребенок рано различает свои вещи и вещи взрослого (маленькие туфельки, шарфик, шапку, ложечку и др.)

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо его внимания:животные, птицы, игрушки,транспорт,яркие пуговицы на кофточке мамы, мамины украшения. Все это очень важно для малыша, так как его мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако надо помнить, что внимание ребенка второго года жизни носит непроизвольный характер. Заставить малыша в этом возрасте быть внимательным нельзя,но заинтересовать его многим можно. Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке:яркие новые игрушки, машина,проехавшая за окном, звонок в дверь. Дети не случайно бегут на горку, стоящую у окна, а специально, для того, чтобы посмотреть, что там на улице.

Важно организовать жизнь ребенка таким образом,чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов,но и действовал с ними. В деятельности формируется его мышление.

На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения; он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь, овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.

Для развития понимания речи в этот период характерным является то, что интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно.

Например, по просьбе: «Покажи, где матрешка», - смотрит на этот предмет, а показывает совсем другой.

В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия,при этом постепенно усложняя задания.

Какие словесные обозначения предметов дети второго года жизни могут знать? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, посмотри и т. д.). Дети охотно выполняют поручения взрослых: «Поставь, пожалуйста, салфетницы на стол» или «Помоги Егорке убрать сандалики в шкафчик»,- при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.

Начало второго года жизни - это так называемый период наглядных обобщений, когда ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству: цвету, величине. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы,ориентируясь на их существенные признаки.

Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность.

Так,лепетом они пользуются во время ходьбы,разнообразных движений,в момент сильной заинтересованности,внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1,5 года дети начинают пользоваться словом и во время игры,при этом их речь часто носит необращенный характер. Например, укладывая куклу спать, малыш говорит: «Спит.». Построит дорожку из кирпичиков,везет машину, произносит: «Би-би поехала.».К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию-используется как средство общения с окружающими. Поводы обращений к взрослому разнообразны:это и просьба в чем-то помочь,и жалоба,и выражение своих желаний (например,вместе поиграть).

Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами. В начале второго года жизни игра ребенка сводится к различным действиям с предметами :открывает и закрывает матрешку,снимает кольца и одевает кольца пирамидки. Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами,учится их сравнивать,сопоставлять;действуя так, как он мыслит. Постепенно действия с предметами на основе уже развитой способности подражания,развития координации движений рук приобретают более сложный характер.

Малыш ставит кирпичики на узкую грань,делает перекрытия,воспроизводя знакомые постройки-поезд,ворота,диванчик и т. д.

У детей появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались,те,которые он увидел сам,приглядываясь к деятельности взрослого или старших ребят. Это так называемые отобразительные действия (качает куклу, как мама; прикладывает зайке бумажку к спинке-ставит «горчичники»).Поскольку в первом полугодии малыш находится во власти зрительных восприятий,опыт его незначителен, игра неустойчива,поэтому ситуацию для игры готовит взрослый. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители,подражая действиям взрослых,переносит эти действия в другие игры. Так воспитатель в совместной игре с ребенком показывает,как он умывает куклу под воображаемым краном,наливает воду в ванночку,мылит «мылом»(кубиком)голову куколке. Ребенок,подражая воспитателю, «наливает чай»осторожно в чашку, несет ее, стараясь «не пролить чай».

К второго года жизни в игре появляются некоторые согласованные действия: они, играя, кормят друг друга, вместе строят постройки, рассматривают книги. Все чаще свои действия они сопровождают словом, в их играх появляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата.

Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослым по поводу игр, реагируя на их оценку действий взрослым,проявляют адекватную реакцию.

Так, например, малыш непоследовательно (не по размеру) вставляет чашечки. Воспитатель,оценивая его действия,говорит,что он вставляет неправильно. «Неправильно?» -повторяет малыш и старается собрать так, как показал воспитатель. Сравнивает чашечки и вставляет так, как показал воспитатель. В самостоятельной деятельности дети овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована:ему трудно пройти по прямой, ямки,бугорки на улице,камешки,трава-все это сложные для него препятствия. Он наталкивается на предметы,легко может столкнуться с другим ребенком, не готовится заранее к преодолению препятствия, чтобы переступить порожек или перешагнуть через ямку.

Постепенно ходьба совершенствуется - дети начинают хорошо ходить не только по гладкому полу, но и по траве,взбираются на бугорки, ходят по мостику,полестнице (с помощью взрослого).

Совершенствуется лазанье, бросание. Дети влезают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды (бревно, скамейку);движения становятся более ловкими, координированными. В этом возрасте ребенок начинает овладевать простыми плясовыми движениями.

Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.).Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша. С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка.

Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких – либо умений. При таком подходе развитие ребенка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие»,что является глубоким заблуждением.

Актуальность данной проблемы и выявленные противоречия определили тему работы.

Предметную деятельность детей раннего возраста изучали многие психологи и педагоги. Развитие предметной деятельности детально разработал и изучил Д. Б. Эльконин. Согласно его исследованиям, основные постулаты процесса развития предметной деятельности :

• ребенок сам, самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного употребления предметов.

• на вещи не написано, для чего она служит. Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,определяются целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п. 2.7ФГОС ДО).

Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности,каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

Детская деятельность в образовательном процессе (Дыбина О. В.)

Игровая деятельность-

Форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Творческие игры:

-режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

- сюжетно-ролевые;

- игры – драматизации

- театрализованные;

- игры со строительным материалом ( со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т п. ; с природным материалом; с бросовым материалом);

- игры - фантазирование;

- импровизационные игры - этюды.

Требование к созданию предметно- пространственной среды отражены в ФГОС ДО в п. 3.3.

Задача взрослых- ввести в жизнь ребенка новый опыт,открывающий перед ним замечательные возможности. Огромное влияние в этом оказывает окружающая среда, специально организованная внимательными взрослыми, где нет лишних или случайных предметов. Развивающая среда предполагает прежде всего доступность пособий и приспособлений для ребенка (на уровне его роста,возможность пользоваться ими столько,сколько отвечает потребностям малыша,наличие специальных дидактических пособий и материалов.

Ученые,изучающие деятельность детского мозга,психику детей,отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры,отвечающие за речь (высшую форму интеллекта,и те, что управляют движениями пальцев рук,находятся в тесном соседстве. Они связаны между собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем умнее он.

Не надо спешить делать выговор ребенку за то, что он «сует руки куда не следует».В наших силах продумать и создать для ребенка жизненное пространство,располагающее к развитию заложенных в нем способностей.

Обстановка вокруг малыша должна позволять свободно заниматься разными видами деятельности :играть,двигаться, рисовать мелом или красками, лепить и конструировать, рассматривать книги и картинки.

Чаще нужно предлагать ребенку работать с песком,глиной,водой. Очень важно не лишать его возможности участвовать во «взрослой»деятельности. В совместных со взрослыми занятиях ребенок находит гораздо больше материала для исследования,познания,а значит,и развития.

В нашей группе организована развивающая предметно-развивающая среда,созданы условия для разнообразных игр и занятий, направленных на развитие предметной деятельности, а именно:

• становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

• познавательной активности;

• формирование целенаправленности действий ребенка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Для овладения орудийными действиями нужны самые обычные бытовые вещи- ложки,чашки,расчески,щеточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий. Это уменьшенные аналоги реальных объектов:

• совочки, лопаточки;

• метелочки, грабельки;

• сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;

• удочки с магнитом для «ловли рыбок»;

• игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. ;

• кукольная утварь, посуда, одежда, расчески и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щеточками или расческами, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Для совершенствования наглядно – действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Это:

• пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

• вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

• матрешки;

«коробки форм»,т. е. игровые пособия для вкладывания ячейки геометрических форм и предметных изображений;

• столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

• крупные пазлы и мозаики;

• кубики крупные пластмассовые и деревянные;

• шнурки и бусины для нанизывания;

• народные игрушки с подвижными частями;

• желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме,величине,положению в пространстве. Таким образом,формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

По мере взросления ребенка количество и сложность игрушек возрастает.

Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие способов действия и сюрпризный момент.

Это:

• коробочки с секретом;

• механические игрушки;

клавишные игрушки:

материалы для игр с водой и песком:брызгалки, формочки,совочки и пр.

В нашей группе оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: для с водой, сыпучими пластическими материалами,интересными для исследования и наблюдения предметами.

Формирование целеустремленности и настойчивости ребенка раннего возраста осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель)способствует становлению целенаправленности. Для осуществления действий подходят следующие игрушки:

• фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта-собачки, елочки, снеговика и пр. ;

• пособия, предполагающие составление и изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

• составные игрушки – машинки, домики и пр. ;

• строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

• шнуровки и застежки.

Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый делает эту среду доступной и понятной ребенку.

В раннем возрасте с детьми нельзя проводить фронтальные занятия. Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности является организация совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. При этом совместная предметная деятельность не должна навязываться ребенку. В данном возрасте актуален прием наглядно-действенного показа. Например,я ставлю перед ребенком пирамидку, показываю, как надо снимать колечки со стержня, приговаривая: «Снимем колечко,ещеснимем»…и т. д. После показа каждый ребенок получает пирамидку исамостоятельно снимает и надевает кольца. Если я замечаю, что кто-то не справляется с заданием,я своейрукой направляю движения руки ребенка. В данном случае кроме наглядного, действенный показ. Затем характер деятельности с предметами усложняется. Я предлагаю малышу новые интересные занятия, подключаюсь к его игре,помогаю преодолеть затруднения. При этом не следует выполнять действия за малыша. Могу и подсказать, но нельзя сказать прямо: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко».Следует проблематизировать ребенка, представить ему возможность собственных попыток,свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».Нужно поощрять действия ребенка,хвалить его.

Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями,когда они включены в игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика,из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Организуя совместную деятельность,прежде всего, необходимо заинтересовать малыша,поддержать его желание действовать с предметом,не принуждая к точному восприятию образца действий.

Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия сними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера,согласовать их с собственными действиями,учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени-это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками. Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет,поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребенка с предметами;напротив,нужно всячески поддерживать ее и создавать для игры условия. Организуя подгрупповые занятия,важно помнить,что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка.

Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно,побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним.

Таким образом, предметная деятельность является ведущей на втором году жизни. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы,педагоги,должны создавать педагогические условия,которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности : создание предметно – игровой среды, педагогическое руководство предметной деятельностью,формирование интереса к предметно-игровой деятельности.

Список использованной литературы

1. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Ранний возраст : планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от года 80 до трех лет с использованием игрушек. М. : Издательский дом «Воспитание школьника», 2007.

2. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М. : Педагогическое общество России, 2002.

3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. М. : Просвещение, 2001.

4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М. : Владос, 2010.

Интернет-ресурсы:

1. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» https://www.uchmag.ru/ Издательство «Учитель»

2. https://msbook.ru/ Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» https://tc-sfera.ru/sfera

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/13/usloviya-dlya-razvitiya-predmetno-igrovoy-deyatelnosti

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Конспект игровой ситуации во второй группе раннего возраста Конспект игровой ситуации во второй группе раннего возраста «Веселая полянка» Задачи: - развивать активную речь детей, побуждать отвечать.

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в группе раннего развитияКонспект образовательной деятельности по ИЗО в группе раннего развития Конспект Образовательной Деятельности по ИЗО в группе раннего развития. Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Какой должна быть развивающая среда в ДОУ? Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5–2 года)
Опубликовано: 13 января 2020 в 14:44
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД