Приложение МААМ

Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами

ирина суханова
Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире проблема социализации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги часто задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы ребенок стал уверенным, счастливым, добрым, успешным.

В настоящее время, когда Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены, дошкольные образовательные организации перестраивают воспитательно-образовательный процесс в соответствии с этими требованиями.

Публикация «Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами» размещена в разделах

Одна из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Разработка теоретических аспектов проблемы социализации дошкольников, развернувшаяся в философии, социологии, социальной психологии, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области и отечественных ученых. Этой проблемой занимались Н. Ф. Басов, В. Г. Бочарова, Л. Б. Боярская, Б. З. Вульфов, Р. Г. Гурова, И. С. Кон, З. А. Мальковская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, Т. Ф. Яркина и др.

Одним из педагогических условий социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами, по мнению Н. А. Рыжовой, С. Новоселовой, В. А. Петровского и др., является включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры).

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Игровая среда в современных дошкольных организациях должна отвечать определенным требованиям. Это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста, а также то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательной организации, работающей по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Принцип универсальности игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Именно поэтому игровая среда должна быть развивающей, т. е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Развивающая игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.

В дидактической игре воспитатель создает условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата.

В беседе с детьми по поводу игр воспитатель предлагает объяснить содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Дошкольники учатся действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих, исправлять ошибки. Проявлять настойчивость в поиске решения, видеть правильность результата. Объяснить сверстнику ход решения игровой задачи. Знают несколько игр и умеют их организовать. Упражняются в придумывании новых правил в играх, стараются разнообразить их содержание за счет новых игровых действий.

К дидактическим играм ученые относят настольно-печатные, словесные игры и игры с предметами. Для нас наибольшей интерес представляют настольно-печатные и словесные игры.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется : картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?», называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т. п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, Л. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака, Д. Родари, которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?.», разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним?», развиваться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает - не бывает?»).

Следующим педагогическим условием социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами, по мнению педагогов и психологов В. В. Гриневского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др., является включение детей в подвижные игры.

Подвижная игра, должна быть для ребенка не просто времяпрепровождением, а настоящей школой жизни. П. Ф. Лесгафт писал: «Дело воспитания в руках не одних только преподавателей, важную роль в нем играют сами юноши своим взаимным воспитанием. Не говоря уже о физической силе, обыкновенной спутнице силы нравственной, я полагаю, что настоящий, мужественный и сильный закал характера приобретается гораздо более на площадке для игр, нежели в классной комнате. Я не высоко ценю мальчика, не имеющего пристрастия к играм и развлечениям; такой мальчик редко пристрастится и к работе».

По мнению А. Н. Леонтьева, игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

Самый главный социальный эффект от подвижных игр для социализации личности состоит в том, что игра оказывает целостное гуманистическое воздействие на личность ребенка.

Подвижная игра учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит чувству ритма, способствует овладению пространственным ориентированием.

Именно в коллективной игровой (спортивной) деятельности, в процессе освоения детьми правил взаимоотношений и получения непосредственного опыта, в их применении при решении игровых задач у детей формируются представления о себе, развиваются оценочные отношения, формирующие самооценку и оценку друг друга, что является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности.

Приобретенный опыт и позитивные знания в подвижных играх создают основу для формирования сознательных способов взаимодействия со сверстниками, обеспечивающих успешность социальной адаптации с оптимальным достижением индивидуальных и коллективных целей.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии»Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии» Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии. Ознакомление детей старшего.

Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Методическая разработка Использование знаний о.

Педагогические условия формирования основ ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения сентябрь 1. Беседа «Красный, желтый, зеленый» 2. Целевая прогулка к светофору 3. конструирование «Светофор из катушек и бумаги» - закрепить.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые дидактические игры Перспективный план работы по развитию речи через речевые дидактические игры СЕНТЯБРЬ «Японская печатная машинка» Совершенствовать фонематический.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Развивающие формы и методы оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста через подвижные игры На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании является проблема здоровья детей и реальное ухудшение их.

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является активным периодом.

Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития Введение. 1. Анализ состояния проблемы одаренности в психолого-педагогической науке. В Российской педагогической энциклопедии говорится,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 19:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами» (включая файлы) размещена пользователем ирина суханова (УИ 593319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД