Елена Прокофьева
Конспект занятия «В гостях у Песочной Феи»
Метод песочной терапии в настоящее время приобрел известность и широко используется специалистами самых разных направлений.
Слайд 2
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в песочнице и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может сам изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Песочной Феи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
В своей работе я все чаще использую элементы песочной терапии. Цикл занятий называется «В гостях у Песочной Феи»
Слайд 3
Чтобы вместе с ребенком отправится в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы: песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница представляет собой деревянный ящик прямоугольной формы (50 х 70 х 8 см). Дно и борта должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо).
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола,
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольется дивной сказкой.
Слайд 4, 5
Классификация миниатюрных игрушек.
1. Люди, разного возраста и пола.
2. Наземные животные.
3. Летающие животные.
4. Обитатели водного мира.
5. Жилища и дома с мебелью.
6. Домашняя утварь и продукты.
7. Деревья и другие растения.
8. Транспортные средства.
9. Аксессуары.
10. Естественные природные объекты (камни, ракушки, шишки, палочки и др)
Слайд 6
На первом занятии происходит знакомство с хозяйкой песочницы – Песочной Феей. «Это добрая волшебница, которая любит детей и ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея разрешает войти в ее песочный дом»
Дети рассматривают песочницу, игрушки. Песочная Фея обязательно знакомит с правилами игры в песочнице.
Правила игры в песочнице.
Вредных нет детей в стране,
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить.
Можно много сотворить:
Горы реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Т. М. Грабенко
Слайд 7
Структура занятий.
1. Ритуал вхождения в песочный мир (тактильная стимуляция, зрительная или слуховая)
2. Игра сказка, игра путешествие или свободная игра.
3. Ритуал выхода из песочного мира.
Слайд 8
Ритуал вхождения в игру: здороваемся с нашим другом – песочком. Дети могут погладить песок, перетирать между пальцами, ладошками, «пощекотать песочек», это тактильная стимуляция. Рассказать про песок, какой он. Или поиграть в игру «Необычные следы»
1. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами по песку.
2. «Ползут змейки» - ребром ладони, выполняет волнистые линии на песке.
3. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка.
4. «Шагают верблюды» - кулачками ударяет по песку.
5. «Кроказябла» - ребенок оставляет на песке разнообразные следы, придумывает название для фантастического животного.
Слайд 9
Слуховая стимуляция – послушать шум морского прибоя и отправиться в путешествие в подводный мир или послушать, что расскажет ракушка.
Слайд 10
Игры, в которые играют дети:
1. Здравствуй, песочек!
2. Следы животных.
3. Чудеса на песке.
4. Поиски клада или секретики.
5. Мина.
6. Песочные строители.
7. Песочная лаборатория.
8. Проделки песчаной бури.
9. Сад камней.
10. Песочный детский сад.
11. Мой город или затерянный город.
12. Лабиринты.
13. Космическое путешествие.
В песочной терапии используется не директивный подход, предполагающий отсутствие каких-либо указаний, замечаний, ограничивающих воображение. Это спонтанное, свободное самовыражение.
Слайд 11
Игры с песком можно условно разделить на 3 типа:
1. Совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком разные емкости, собирают песок в горки, раскапывают море и др.)
Слайд 12
2. Закапывание различных предметов с их последующим извлечением. Игры «Песочные прятки», «Мина» направлены на развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, произвольности. Ребенку предлагается найти в песке спрятанные игрушки, раскапывать пальчиками или кисточкой. Но в игре нельзя полностью раскапывать игрушку «мину», как только ее часть появилась, нужно остановиться. Детям очень сложно следовать этим правилам.
Слайд 13 - 18
3. Организация сюжетов, создание композиций.
Обыгрываем сказочные сюжеты – приключения маленького крабика, загадочный остров, подводный мир, чудесное спасение, проделки песчаной бури, путешествие на остров, семья и др.
Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для детей.
Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества – именно так действует песочная терапия на детей.
Занятия в песочнице заканчиваются ритуалом прощания: можно использовать колокольчик, песочные часы, волшебную палочку. Эти предметы помогают с определение границ времени для игровой деятельности.
Слайд 19
Занятия в песочнице можно проводить индивидуально и с подгруппой до 6 детей. Начиная со 2 младшей группы.
Слайд 20 - 21
Песочницу можно превратить в Лабораторию и провести эксперименты с магнитами и песком. Заняться поиском клада из монет и драгоценностей, узнать, закрепить знания о свойствах магнита.
Слайд 22
Разработанная система занятий направлена на устранение негативных эмоций, на повышение общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья, на развитие личностных особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
Проведенная работа привела к следующим выводам:
- глубокое изучение литературы по проблеме песочной терапии позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания;
- песочная терапия вызывает положительные эмоции, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность);
- с помощью песочной терапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- песочная терапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои чувства в безобидной форме;
- песочная терапия позволяет ребенку строить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Слайд 22
Жизнь человека начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.
Список литературы
1. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. - СПб. : Речь, 2005.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
4. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной Феи. – СПб. : Речь, 2011.