Симоненко Светлана Сергеевна
Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных способностей дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование коммуникативных способностей дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Передача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Особое внимание следует уделять технике речи, правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д.
С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.
А также игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.
По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.
Система состоит из четырё х блоков:
1. Игры на развитие умения сотрудничать;
2. Игры на умение активно слушать;
3. Игры на умение перерабатывать информацию;
4. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно -в виде «игровых пятиминуток».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – как фактор развития диалога.
Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а так же игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Маковое зёрнышко (словесная игра)
Цель. Учить детей участвовать в общем разговоре, поочерёдно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.
Кошка и мышка (подвижная игра)
Цель. Учить задавать и отвечать на них.
Фанты (словесная игра)
Цель. Развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».
Похожи - не похожи (словесная игра)
Цель. Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания.
В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование – на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.
Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя сюжетно-ролевую игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» развивает связную речь, память, умение распределять роль, воспитывать желание быть дружными. Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» проводиться с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями, упражнениями, играми шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг другу, естественно, должны отражаться и в речи ребёнка. Воспитателю надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребёнка к окружающим зависит от разнообразия обращений взрослых к детям.
Задача педагога - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнёры, во многом определяет успех работы.
Умение общаться обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.