Лучший педагог года

Валеологическое воспитание детей раннего возраста

Альбина Ермолаева
Валеологическое воспитание детей раннего возраста

Валеологическое воспитание детей раннего возраста.

Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Публикация «Валеологическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

Главным и приоритетным направлением в развитии ребенка является охрана его жизни и укрепление здоровья. Валеологическое направление процесса обучения и воспитания дошкольников помогает формировать и осмысленно относиться к здоровью как важной жизненной ценности.

Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранения здоровья, педагогу необходимо владеть современными знаниями о культуре здоровья.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Всем нам известно, что здоровье на прямую зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Большую часть своей жизни дошкольник находиться в детском саду и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.

С раннего возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

"Валеология" включает в себя все стороны работы с детьми по формированию взглядов на здоровый образ жизни.

Валеология — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!

Слово «Валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос»«наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. В 1982 году русский ученый Израиль Ицкович Брехман научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.

Какие же существуют факторы, которые могут помочь ребенку сохранить и укрепить здоровья?

1. Соблюдение режима дня;

2. Рациональное питание и режим питания;

3. Пребывание на воздухе;

4. Закаливающие процедуры;

5. Двигательная активность;

6. Соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил;

7. Психологическая безопасность детей в детском саду.

Главной целью для педагога работающему в валеологическом направлении является обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитие навыком здорового образа жизни.

Из поставленной цели могут вытекать такие задачи, как:

1. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки.

2. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

3. Дать детям элементарные сведения о своем организме.

4. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.

5. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Так как у детей в раннем возрасте развит наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления, материал образовательной деятельности должен строиться на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей.

Какие методы можно использовать при работе с детьми раннего возраста при валеологическом воспитании детей?

• словесные (беседы, чтение сказок и рассказов о здоровом образе жизни,

• наглядные (рассматривание тематических иллюстраций, картин, плакатов,

• практические (дидактические упражнения, сюжетно – ролевые игры, просмотры видеоматериалов о здоровом образе жизни.

Какие мероприятия необходимо проводить в ДОУ для

укрепления здоровья детей?

Соблюдение личной гигиены.

Рациональное питание.

Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика и др.

Соблюдение режима дня.

Профилактика простудных заболеваний.

Создание условий для двигательной активности.

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.

Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Для полноценного развития детей в вопросах валеологии создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

В уголке должна быть наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же располагаться спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Для организации подвижных игр в уголке можно разместить маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев. Для развития дыхания и увеличения объема легких можно использовать султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары.

Также в валеологическом уголке должна находиться информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов. Тематические словари: «гигиена ребенка», «мое тело», «полезное - вредное» и тд. Картотеки валеологических игр.

Для того чтобы валеологическая программа смогла дать положительные результаты необходимо все её задачи решать в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, при этом решая такие задачи, как:

Установление доверительно контакта с родителями;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей;

Пропаганда здорового образа жизни;

Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Для решения этих задач, можно использовать такие формы с родителями, как:

Родительские собрания;

Дни открытых дверей;

Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;

Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре.

Таким образом, все организованные мероприятия позволяют выработать у ребенка бережное, заботливое отношение к своему организму, привить необходимые культурно - гигиенические навыки, приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Литература:

Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова. : СПб. : Паритет, 2008.

Оздоровительные игры. Младшая группа. / авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Валеологическое просвещение родителей. Уголок здоровья.Валеологическое просвещение родителей. Уголок здоровья. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Валеологическое воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 14:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД