Вариативный компонент «Мир красок». Развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник

Зеель Надежда Александровна
Вариативный компонент «Мир красок». Развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник

Вариативный компонент «Мир красок»

Программа рассчитана на два года средний и старший дошкольный возраст. Количество занятий – 1 раз в неделю, во второй половине дня (длительность занятий: средний возраст – 20 минут, старший – 25 минут). Форма организации образовательного процесса – групповая с индивидуальным подходом.

Цель программы: развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

Образовательные:

Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить правильно организовывать свое рабочее место.

Развивающие:

Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита

Развивать творческие способности фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Воспитывать уважение к изобразительному искусству; самостоятельность.

Формы работы: индивидуальная работа, групповая (подгрупповая) работа, коллективно-творческая, оформление выставок детских работ, беседы, чтение художественной литературы.

Методы и приемы работы:

• Словесный: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассказ, уточняющие и наводящие вопросы;

• Информационно-рецептивный: образец, рассматривание, напоминание, частичный показ, устные инструкции по ходу выполнения работы.

• Репродуктивный: совместные действия педагога с детьми.

• Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Материалы и оборудование: акварельные краски, гуашь, кисти, восковые мелки, пластилин, коктейльные трубочки, ватные диски и палочки, пластиковые вилки, соль, восковые свечи, емкости с водой, альбомные листы, уголь, цветные карандаши, мыльные пузыри, зубные щетки.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала дети должны знать:

• О разнообразии техник нетрадиционного рисования;

• О свойствах и качествах различных материалов;

• О технике безопасности во время работы.

Дети должны уметь:

• Использовать различные техники и способы создания рисунков;

• Планировать свою работу, договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

• Аккуратно и экономно использовать материалы;

• Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.

• Свободно экспериментировать с различными художественными и нетрадиционными материалами.

Педагогическая диагностика освоения программы.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае.

Цели педагогической диагностики:

1. Выявить уровень художественно-эстетического развития детей;

2. Выявить возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

Интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;

Эмоциональный отклик возникает только при актином участии взрослого;

Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;

Узнает и радуется знакомым образам в рисунке;

Основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет;

Ребенок рисует только при активной помощи взрослого;

Знает изобразительные материалы и инструменты, но недостаточно освоены технические навыки и умения.

Средний (2 балла)

У ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;

Ребенок выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;

Знает способы изображения некоторых предметов и явлений;

Правильно пользуется материалами и инструментами;

Владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;

Проявляет интерес к освоению новых техник и самостоятельность.

Высокий (3 балла)

Ребенок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;

Быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках;

Владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;

Передает в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;

Обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;

Умеет создавать яркий нарядный узор;

Может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;

Может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста).

Календарно-тематическое планирование

Средний возраст

№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание

Сентябрь

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2. Укрась платочек. Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками; развивать чувство композиции, ритма.

3. Осенние дерево. Оттиск печатками из ластика. Познакомить с приемом печати печатками; воспитывать художественный вкус.

4. Осенний букет. Печатание листьями. Познакомить с приемом печати листьями.

Октябрь

5. Цыплята. Ватные диски, гуашь. Учить наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски; воспитывать умение работать самостоятельно.

6. Солнышко. Рисование ладошками. Закреплять технику рисования ладошкой; учить наносить краску быстро, делать отпечатки – лучики для солнышка; развивать цветовосприятие; воспитывать художественный вкус.

7. Рябинка. Рисование пальчиками. Учить рисовать на ветке ягодки – пальчиком и листики – примакиванием; закреплять данные навыки рисования; развивать чувство композиции.

8. Осень золотая. Печатание осенними листьями. Упражнять в техники печатания листьями; развивать композиционные навыки и цветовосприятие.

Ноябрь

9. Рыбки. Рисование ладошками. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки).

10. Мухомор. Рисование пальчиками. Продолжать знакомить с нетрадиционной (базовой) техникой рисования пальчиками; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность гриба; воспитывать аккуратность в работе.

11. Овечка. Рисование пальчиками, жесткой полусухой кистью. Учить тонировать лист, промакивать салфеткой; учить рисовать в новой технике – тычок жесткой полусухой кистью; закреплять умение рисовать пальчиками.

12. Свитер. Рисование пальчиками. Развивать инициативу, закреплять знание цветов; учить составлять элементарный узор; воспитывать аккуратность.

Декабрь

13. Первый снег. Рисование пальчиками и печатками. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками или печатками белой гуашью на синей цветной бумаги.

14. Рукавичка. Оттиск печатками. Упражнять в технике печатания; закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок равномерно по всей поверхности; воспитывать самостоятельность в работе.

15. Снег. Рисование свечой, акварель. Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон; воспитывать художественный вкус.

16. Елочка. Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью; продолжать учить использовать средство выразительности – фактуру; закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Январь

17. Снеговик. Рисование мятой бумагой. Учить рисовать мятой бумагой, дорисовывать изображение; развивать чувство композиции; воспитывать художественный вкус.

18. Снежинки. Набрызг по трафарету. С помощью трафаретов снежинок делать набрызг с щетки; развивать чувство композиции.

19. Деревья зимой. Рисование ладошками. Учить рисовать дерево; упражнять в рисовании ладошкой; закреплять навыки рисования гуашью.

20. Рисование на мокрой бумаге. По-сырому. Продолжать знакомить детей с акварельными; учить рисовать на мокром листу, растягивать краску.

Февраль

21. Кружка. Оттиск печатками, ватные палочки. Упражнять в технике рисования печатками и ватными палочками; учить дорисовывать предмет.

22. Морозный узор. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом; помочь освоить детям метод спонтанного рисования.

23. Цветок для папы. Оттиск печатками из картофеля. Упражнять в рисовании с помощью печаток; закреплять умение дорисовывать у полурастворившихся цветов стебельки и листочки; развивать чувство композиции и художественный вкус.

24. Зимние напевы. Набрызг. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»; учить самостоятельно придумывать композицию рисунка.

Март

25. Мишка. Рисование поролоновой губкой. Учить рисовать новым способом – поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

26. Подарок маме. Рисование ладошками. Упражнять в рисовании ладошкой; развивать чувство композиции, художественный вкус.

27. Цветы весны. По-сырому, рисование на мятом листе. Продолжать учить рисовать акварельными красками в технике «по-сырому» на мятом листе.

28. Мимоза. Рисование пальчиками. Упражнять в рисовании пальчиками; развивать чувство композиции, художественный вкус и самостоятельность в работе.

Апрель

29. Ранняя весна. Монотипия. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере (сначала эту половину листа протереть мокрой губкой, сложить).

30. Волшебный дождь. Рисование свечой, восковые мелки. Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик); аккуратно закрашивать лист; учить рисовать тучку восковым мелком; воспитывать художественный вкус.

31. Мяч. Ватные палочки. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность в работе, желание помочь другу.

32. Котенок. Рисование поролоновой губкой. Продолжать осваивать способ изображения поролоновой губкой; учить располагать изображение в соответствии с размером листа.

Май

33. Бабочка. Монотипия. Учить соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист; воспитывать художественный вкус.

34. Весенний букет. По-сырому. Закрепление навыков нетрадиционного рисования акварелью по-сырому листу.

35. Мать-и-мачеха Тычок жесткой полусухой кистью. Соверенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; развивать чувство композиции и колорита; воспитывать художественный вкус.

36. Итоговая диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Выявить уровень сформированности умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Календарно-тематическое планирование

Старший возраст

№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание

Сентябрь

1. Диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

2. Ветка смородины. Печатание листиком смородины, рисование пальчиками. Познакомить с приемом печати листьями; воспитывать художественный вкус.

3. Осенний лес. Печатание осенними листьями, рисование по-сырому (фон). Учить детей создавать фон в нетрадиционной техники рисования по-сырому листу; закреплять умение выполнять оттиск осеннего листа, создавать композицию, развивать цветовосприятие; учить смешивать краски прямо на листьях.

4. Астры. Рисование пластиковой вилкой. Учить передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой.

Октябрь

5. Осенние брызги. Набрызг. Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызг; развивать цветовосприятие.

6. Веселый ежик. Оттиск картоном, осенним листом. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом – оттиск; учить дополнять изображение деталями; развивать чувство цвета, мелкую моторику рук; воспитывать творческую активность.

7. Кит. Монотипия, по-сырому. Упражнять в использовании нетрадиционных техник – «монотипия» и «по-сырому»; вызвать интерес к изобразительной деятельности; развивать творческие способности; воспитывать аккуратность, усидчивость.

8. Цыплята. Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Совершенствовать умения детей работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках; развивать чувство композиции; учить отображать в рисунке облик животного наиболее выразительно.

Ноябрь

9. Узоры из веревки Ниткография. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать цветовосприятие.

10. Необычная посуда. Оттиск пробкой. Совершенствовать умения работы в техники печатания; закрепить умение составлять простые узоры.

11. Деревья в снегу. Рисование пальчиками. Формировать умение ритмично наносить мазки пальчиками, совершенствовать навыки работы с гуашью.

12. Березки. Рисование углем. Продолжать знакомить детей с разнообразными изобразительными материалами; развивать элементарные навыки работы с углем; совершенство творческие способности.

Декабрь

13. Роспись матрешки. Монотипия, тычок. Упражнять в рисовании нетрадиционными способами «тычок» и «монотипия».

14. Ночь. Граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «черно – белый граттаж»; учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики, упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

15. Зимний сон. Монотипия на целлофане. Совершенствовать умения рисования в технике «монотипия»; развивать композиционные умения; воспитывать любознательность.

16. Варежки для мамочки. Пуантилизм (ватные палочки). Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными способами: ватными палочками.

Январь

17. Зимнее дерево. Кляксография, выдувание трубочкой, по-сырому; Познакомить детей с новой техникой рисования – «кляксография»; развивать цветовосприятие, умение создавать фон в нетрадиционной технике «по-сырому» .

18. Зима. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение самостоятельно выбирать технику рисования.

19. Береза в зимнем уборе. Рисование солью. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью»; развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и внимание.

20. Зимний пейзаж. Набрызг. Расширять представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг»; обобщать знания о зиме как времени года; воспитывать эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.

Февраль

21. Зимующие птицы. Рисование ладошкой, восковые мелки. Учить рисовать снегирей и синиц в нетрадиционной техники рисования – ладошкой, используя два цвета (сразу на одной ладони); совершенствовать навыки работы с гуашью; дорисовывать мелкие элементы.

22. Мы волшебники. Кляксография. Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

23. Галстук для папы. Оттиск пробкой. Закреплять умение украшать галстук простым узором, используя пробку.

24. Цветы. Ниткография. Соверенствовать умения детей работать в данной технике; развивать воображение, творческие способности, ассоциативное мышление.

Март

25. Незабудки. Пуантилизм. Продолжать формировать умение наносить мазки точечными движениями; развивать художественное восприятие цветов; воспитывать эстетический вкус.

26. Золотые рыбки. Рисование мыльными пузырями. Закреплять навыки работы с гуашью; познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к творчеству.

27. Осьминожки. По-сырому, рисование ладошкой и пальчиками. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом «по-сырому» листу; развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними.

28. Весенняя фантазия. Ниткография. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера и зрительного внимания по средствам нетрадиционной техники рисования – ниткография.

Апрель

29. Веточка вербы. Рисование углем. Закреплять навыки рисования углем; учить изображать ветку вербы нетрадиционным способом.

30. Поздний вечер. Пластилинография, граттаж (выцарапывание). Закреплять умение детей владеть различными приемами и техниками изображения предметов; развивать мелкую моторику и воображение.

31. Растения с другой планеты. Кляксография. Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования (выдувание трубочкой); вызывать интерес и положительные эмоции к нетрадиционным способам рисования; развивать дыхательную систему.

32. Букет сирени. Рисование мятой бумагой. Учить передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего); развивать эстетическое восприятие мира природы и произведений изобразительного искусства; воспитывать навыки адекватной самооценки своей деятельности.

Май

33. Голуби мира. Рисование ладошкой, по-сырому. Закреплять умение работать в нетрадиционных техниках; воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников.

34. Одуванчики в траве. Тычок жесткой полусухой кистью. Продолжать знакомить детей со способом рисования «тычком жесткой полусухой кистью», развивать изобразительные навыки и умения.

35. Бабочки. Набрызг. Способствовать развитию стремления изображать картину с помощью брызг, получать удовлетворение от выполнения работ; вызывать эмоциональный отклик на данный способ рисования.

36. Итоговая диагностика (свободное экспериментирование с материалами). Различные. Выявить уровень сформированности умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования; самостоятельность в выборе техники нетрадиционного рисования и темы.

Список использованной литературы:

1. Акуненок Т. С. использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования// Дошкольное образование. – 2010. – № 18

2. Веракса Н. Е. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

3. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования. Часть. – М.: издательство «Скрипторий 2003», 2013

4. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования. Часть 2. – М.: издательство «Скрипторий 2003», 2013

5. Казакова Р. Г. рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной деятельности. – М.: издательский дом «Цветной мир», 2015

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2007

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010

9. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2011

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Москва. 2003

11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных техник рисования. Стиль тингатинга». Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. По теме «Развитие творческих способностей через нетрадиционные.

Вариативный компонент «Бумажная страна. Развитие пальчиковой моторики рук через использование техники оригами». Часть 1 Вариативный компонент «Бумажная страна». Часть 1. Программа рассчитана на два года (средний и старший возраст). Цель программы: Развитие.

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Опыт работы АДМИНИСТРАЦИЯ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Развитие детского творчества в старшем дошкольном возрасте средствами нетрадиционных техник рисования Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» общеразвиваего вида городского.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник рисования Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования (дипломная работа) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ….

Развитие эмоционально-волевой сферы детей со сложными дефектами в развитии средствами нетрадиционных техник рисования Развитию эмоционально-волевой сферы способствует рисование с помощью пальцев, ладошкой. Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности.

Экспериментальное исследование развития творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционных техник 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования 2.1.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Вариативный компонент «Мир красок». Развитие художественно-эстетических способностей средствами нетрадиционных техник
Опубликовано: 5 мая 2018 в 10:30
+87Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно...