«Вечером на улице». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной подгруппе детей с ЗПР

Наталья Панкова
«Вечером на улице». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной подгруппе детей с ЗПР

(интеграция областей "Познание" и "Художественное творчество"- рисование)

Цель: нарисовать предметы окружающего мира в вечернее время, передавая их характерные признаки с помощью графических средств выразительности (линии, штрихи, точки) в технике гротаж.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей об истории электрической лампочки;

- формировать умение детей составлять рассказ, используя схему;

- познакомить с таким видом искусства, как графика и с созданием образа с помощью таких выразительных средств как линии, штрихи, точки;

- способствовать использованию детьми полученных знаний в своих творческих работах;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей, эстетическое восприятие, зрительное внимание и память, активизировать мыслительные процессы;

- развивать творчество детей путём активизации работы высших психических процессов;

Воспитательные:

- прививать детям навыки правильного безопасного обращения с огнём;

- вызывать у детей эмоциональный отклик к красоте окружающего мира в вечернее время;

- продолжать вырабатывать умение выполнять учебную задачу;

Материалы: схемы – огонь, печка, свечка, лампочка; картинки – тыква, свечка, фонарь и 3 лампочки, Карлсон, графические рисунки, 3 портрета известных художника, электронная презентация, несколько листочков чёрного цвета.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и тихо сядем.

Основная часть.

II. Сообщение темы.

-Мне сегодня принесли письмо от одного сказочного героя. В нём он пишет, что хочет побывать у нас в гостях, посмотреть как вы занимаетесь. Угадайте, кто это?

На высокой крыше он усторил дом,

Залетает в окна, дружит с Малышом.

У него пропеллер есть,

Он любит сладкое поесть.

- Правильно, это Карлсон. Но он что-то задерживается. Пока мы его ждём, давайте сделаем гимнастику для язычка, чтобы говорить правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Гимнастика для язычка:

Жил на свете язычок в доме без окошка. (ротик закрыть)

И на русском языке говорил немножко. (упр. «Болтушка»)

Делал по утрам зарядку (артикуляция звуков а,о,у,и)

Застилал свою кроватку (широким языком провести по нижней губе)

В доме чисто убирал (кончик языка к нёбу и вниз)

Двери настежь открывал (широко открыть рот)

Выходил он погулять, свежим воздухом дышать (вдох носом, выдох через рот)

Язычок, когда гулял, очень быстро замерзал,

Кончик у зубкам прижимал и дрожал. (произносить звук т)

Побегав немножко, он согревался (быстро втягивать и высовывать язычок изо рта)

И домой возвращался. (рот закрыть)

(раздаётся шум и влетает Карлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Извините, что опоздал. Это получилось потому, что я к вам летел ночью. Я уже подлетал к селу, видел огоньки на улице и в домах, но вдруг свет погас. Я теперь думаю, что же это был за свет такой?

- А ты, Карлсон, догадайся.

Дома и на улице

В темноте он нужен.

Поселился в нём дружок,

Развесёлый огонёк.

- Карлсон говорит, что это светлячок. Правильно, ребята?

- Правильно, это лампочка. Обычная и такая привычная! Но у неё такая длинная, долгая и интересная история. Ребята, давайте расскажем Карлсону, что мы знаем об истории лампочки. А зачем нам нужна лампочка?

- Правильно, лампочка – это источник света и нужна нам, чтобы вечером освещать наше жильё. Но она была не всегда. А что же древние люди использовали вместо неё?

Рассказывание по схемам: костёр, печка, свеча, лампа и электрическая лампочка.

Проговаривание чистоговорки:

Ча-ча-ча – на столе горит свеча,

Чу-чу-чу – мы сейчас зажжём свечу,

Ой-ой-ой – осторожно со свечой.

Вывод: с огнём нужно обращаться осторожно, чтобы не случилась беда.

- Но о свечах люди тоже не забывают. Их часто используют, если внезапно отключают электричество или нужно пойти в место где не горит свет например, в чулан, на чердак, подвал и т. д. Карлсон говорит, что у него на крыше тоже нет света и он пользуется свечкой. А в некоторых странах, в Америке, Англии, даже есть праздник – День всех святых. В этот день все жители страны вырезают из тыквы забавные рожицы, внутрь неё ставят зажжённую свечу и вещают их на деревья или ставят на окна. Посмотрите, как красиво! (показать слайды) Это настоящий праздник для свеч. Карлсон очень любит этот праздник, т. к. в это время всех угощают сладостями. Он с собой принёс одну тыкву. Давайте с ней поиграем.

Физминутка.

Я тыква (руки на поясе)

Большущая тыква и круглая (показать круг руками)

Росла я на грядке (присесть, а нынче я пугало (руки в стороны)

Вот рот мой, 3 зуба,2 глаза и нос, (показывать)

А вот для чего мне всё это – вопрос (руки разводят, плечи поднимают)

Сама на него я ответить хочу (руки к груди)

Поставьте в меня и зажгите свечу (показать)

И в праздничный вечер осеннего дня

Я буду светить вам (руки перед собой и в стороны). Не бойтесь меня (руки к груди).

- Спасибо тебе, тыква, за весёлую игру. (убрать картинку)

- Карлсон, пока к нам летел, сделал много фотографий для своего друга Малыша. (показывать слайды) Красивые фотографии? А кто заметил, чем похожи все фотографии? (они чёрно-белые)

- Правильно, все эти фотографии относятся к такому виду искусства как графика. Их называют графическими рисунками. Здесь не важен цвет, а важны линии, различные штрихи, точки, с помощью них художники-графики передают контуры предметов. Линия – основной инструмент графики. Она может быть плавно, гибкой (показать слайд) или резкой, обрывистой (показать на доске). В рисунках она способна передавать характер, настроение и даже погоду. Например, (показать рисунок спокойного моря) здесь плавные линии – спокойствие, радость или грусть, а резкие, ломанные линии (показать море в шторм) тревогу и даже страх, нам становится жалко людей на этой лодке.

Линии также могут быть не только чёрными, но и разноцветными. (рисунок, где линии разного цвета) Посмотрите на эти 2 рисунка. Чем они отличаются? (цветом) Почему же одна и та же лодка на одном рисунке выполнена разными цветами, а на другом чёрными? (Что хотел показать художник? – на одной ночь, на другой день)

Игра «Определи, где графический рисунок?»

(3 портрета; 3 рисунка с изображением зданий)

Задание на внимание: вывесить на доску 3 образца. Где же здесь графический рисунок и почему?

- Карлсон говорит, что у него с собой была свечка. Она то и помогла ему находить верный путь, освещая дорогу. Ему лететь с ней было весело и не страшно. Но ему кажется, что свечке было не очень весело и чем дольше она горела, тем больше грустила и плакала. Почему же это?

- Правильно, ей грустно, потому что она тает и скоро совсем растает. Давайте развеселим свечку и поиграем с ней в прятки.

Гимнастика для глаз: «Найди глазками свечу».

- Ну, а теперь, её нужно задуть, пока она вся не догорела и пригодилась Карлсону на обратном пути.

Упражнение на дыхание:

«Задуй свечу» - длинный выдох;

«Задуй 3 свечи» - 3 коротких выдоха.

- Свечи использовали не только дома, но и для освещения улиц. Их ставили в специальные стеклянные коробочки, которые называли фонарями. Это было неудобно, т. к. они быстро догорали и гасли. С появлением электричества. Учёные создали электрическую лампочку. Их стали использовать и в уличных фонарях.

- А зачем нужны фонари на улице? (чтобы видеть куда идти; не упасть; не наступить на что-то; узнавать друг друга)

- Правильно. А Карлсон сделал ещё фотографии. (показать белые и чёрные листы бумаги) Ой-ой-ой! Что же это. Фотографии все испорчены! Что же он покажет Малышу? Только почему одни фотографии белые, а другие чёрные? (белые сделаны, когда горел свет, а чёрные, когда свет погас)

- Ребята, давайте возьмём листочки и поможем Карлсону – нарисуем улицы нашего села.

У кого белые листочки, те будут рисовать карандашом какого цвета? Поднимите руки, у кого листочки чёрного цвета. Это листочки не простые. Их такими сделали свечки. Хотя они и догорели, но люди их не выбросили. Листочки натёрты свечкой, а сверху покрыты черной краской. И рисовать по ним мы будем острыми палочками. При рисовании ими нужно быть осторожными! А чтобы знать, что рисовать, давайте вспомним и расскажем всем, что можно увидеть на улице.

Пальчиковая гимнастика.

Мы по улице шагаем, (пальцами по парте)

То, что видим называем. (упр. «Очки»)

Светофоры и машины, ярмарки и магазины (загибать поочерёдно пальцы)

Скверы (взмах правой рукой, улицы (левой, мосты (руки над головой соединить,

И деревья (пальцы расставить, руки вверх) и кусты (опустить).

- Вот, что можно увидеть на улице.

Рисование в воздухе пальцами обеих рук (снеговик, дом, машина, ёлка, забор)

- Молодцы, много всего вы вспомнили. А теперь рисуйте на своих листочах. Помните, что закрашивать рисунок не нужно, контуры предметов мы будем рисовать с помощью чего? (линий, штрихов, точек). А пока вы рисуете, послушайте музыку П. И. Чайковского «У камелька». Представьте, что вы сидите в комнате, на улице темно, а перед вами горит огонь в камине.

Самостоятельное рисование.

- Теперь давайте повесим наши рисунки на доску. Пусть Карлсон и все увидят, как красиво ночью на улице. А чтобы всё осветить, нужно зажечь фонарь.

Игра «Зажги фонарь» (3 ребёнка вешают лампочки на картинку)

- Теперь, когда горит фонарь, можно вешать наши листочки. Листочки какого цвета мы повесим вокруг фонаря? (белые) Почему? (под фонарём освещение лучше)

- А подальше какие? Почему?

-Карлсону очень нравится. На нашей улице очень красиво! Теперь он наши рисунки покажет Малышу, чтобы его друг узнал, в каком красивом месте мы живём. (убрать Карлсона)

III. Итог занятия.

- Что сегодня понравилось? Что узнал нового?

- Мне сегодня очень понравилось, как вы рисовали, отвечали на вопросы, рассказывали по схеме. Чтобы закончить занятие, давайте скажем всем «спасибо»

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо маме за обед,

Спасибо вам, спасибо вам,

Спасибо всем моим друзьям.

Использованная литература:

Журналы: «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», №5, 2010 г. ; «Ребёнок в детском саду»;

И. В. Трофимова «Мастерская юных художников», С-П.: «Детство-Пресс», 2002г.

Публикации по теме:

Художественно-творческое развитие дошкольников. Авторская дидактическая игра «Графика»Художественно-творческое развитие дошкольников. Авторская дидактическая игра «Графика» Цель:Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью средств.

Коллективная работа детей второй младшей группыКоллективная работа детей второй младшей группы Здравствуйте. Ничто так не объединяет и не сплачивает детский коллектив как совместная творческая деятельность, в которой принимает участие.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
«Вечером на улице». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной подгруппе детей с ЗПР
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 11:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки