Папки-передвижки

Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника

Гасова Варвара Александровна
Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника

Виды изобразительной деятельности и их значение

в развитии дошкольника

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Публикация «Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника» размещена в разделах

Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.

Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. В детском саду применяются следующие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца, форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску).

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует не только умственному и эстетическому воспитанию дошкольников, но и развитию их творческих способностей.

Используемая литература:

1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие - Серия: Библиотека программы «Детство» Издательство: Детство-Пресс, 2004.

2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд-во: Педагогическое общество России. – М., 2007.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Значение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника
Опубликовано: 7 мая 2020 в 23:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД