Татьяна Владимировна Воропай
Викторина для детей старшего возраста «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру.
Задачи:
- раскрыть важность рационального использования и охраны природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
- развитие памяти, мышления.
Публикация «Викторина для детей старшего возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
Ход (в игре принимают участие 2 команды).
Воспитатель читает стихотворение:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у животных, птиц и насекомых, а также заглянем в царства растений и грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры. Готовы? Тогда, в путь!
Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Почему?
А вот и первая станция нашего путешествия, которая называется «Царство растений».
Викторина «Растения»(Каждая команда внимательно слушает свой вопрос. За правильный ответ получает фишку)
- Как по срубленному пню можно узнать сколько ему лет? (по годовым кольцам)
- Дерево – символ России. (береза)
- Почему нельзя собирать березовый сок? (без сока дерево засыхает.)
- Какие деревья называют вечнозелеными? Почему? (Хвойные, не сбрасывают хвою)
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).
- Из него плетут венки, а когда он отцветает, то разлетается от ветра на все стороны света. (Одуванчик).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- Что это за трава, которую и слепой узнает? (крапива)
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- Какие лекарственные травы вы знаете? (мать-и-мачеха, подорожник, мята)
- Стоит над водой, качает головой. (камыш)
Игра «Назови правильно».
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
Лист ольхи - …
Лист черемухи - …
Игра «Четвёртый лишний». (Объяснить, почему слово лишнее в цепочке.)
Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
Осина, липа, дуб, ель. Так как …
Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Загадки
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
Станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т. к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.
Викторина «Животные».
- Назовите животных, которые живут в наших лесах?
- Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Какой хищный зверь любит лакомится малиной? (медведь)
- Какие животные спят зимой? (ёж, медведь)
- Нос как у свинки, да колки щетинки. (еж)
- Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы? (в гору, с горы он катится, потому что у него задние ноги длиннее передних)
- У кого в дупле на дереве кладовая? (У белки).
Игра «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю одной команде изобразить зверей, а другой отгадать, кто это.
Станция «Птицы».
Ребята, а у кого тело покрыто перьями? Правильно.
- Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
- Пингвин птица или нет? (да)
- Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (кукушка)
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет)
- Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом)
- С прилетом, каких птиц считаем начало весны? (грачей)
Загадки.
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее. (ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Дорогу к дому он найдет
И весточку нам принесет. (Голубь)
Станция «Насекомые».
Но не только звери и птицы живут в лесу, а также разнообразные насекомые.
- Перечислите, каких насекомых вы знаете.
- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи перед дождем прячутся)
- Куда осенью пропадают насекомые? (прячутся в щели, под кору, там зимуют)
- Какую пользу приносят черви? (рыхлят почву)
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
Загадки.
Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)
Волосата, зелена
В листьях прячется она. (гусеница)
Ни зверь, ни птица, носок как спица.
Летит – кричит, сядет – молчит. (комар)
Два рога – а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит так воет, сядет – землю роет. (жук)
Она мешает отдыхать,
Работать, есть, гулять и спать,
Продукты загрязняет,
По комнате летает,
Жужжит у вас над ухом.
Конечно, это … (муха)
Трудится он целый день, отдыха не знает.
Хвою, веточки, соломку всюду собирает.
Если он в лесу живёт – лесу пользу принесёт.
Ты трудягу пожалей.
Он рабочий … (муравей)
Станция. «Царство Грибов».
Ребята, отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Правильно. Среди даров природы, которыми богата наша страна, огромное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
Ребята, а вы любите собирать грибы? Давайте вспомним правила сбора грибов. (Дети выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.) На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Игра «Собери съедобные грибы».
На ковре разбросаны картинки съедобных и ядовитых грибов. Выходят по одному члену от команды.
Загадки
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
Станция. «Экологическая».
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С. Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Почему в туристы не могли найти нашли чистого места?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
Давайте вспомним правила поведения в природе (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, что когда вы будете отдыхать на природе, то всегда будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.