МААМ-картинки

Виртуальные экскурсии по Донскому краю — эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников

Жаркова Галина
Виртуальные экскурсии по Донскому краю — эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Виртуальные экскурсии по Донскому краю – эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников

.[/b]

Аннотация

В статье рассматривается эффективность использования одного из современных информационно-образовательных ресурсов виртуальных экскурсий в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Виртуальные экскурсии по Донскому краю — эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Одной из важнейших задач в современном отечественном образовании стоит задача патриотического воспитания детей, формирование понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Патриотизм, в данном контексте, представляет собой фундамент общественно-государственной системы, опору ее жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования социальных и государственных институтов. Чувство патриотизма не заложено в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Родина — одно из множества понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - дому, семье, своему городу, краю - с любви к его малой Родине. Большая Родина всегда начинается с малой. Важно научить детей любить то, что им знакомо и понятно, близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего рядом, на этой земле. И только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о патриотизме, любви к своему народу.

Дошкольное образовательное учреждение — это начало всех начал, первый этап становления эмоционального, познавательного и деятельного отношения детей к окружающему миру. Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания в дошкольном возрасте и интенсивного включения юных граждан в общественную жизнь является региональный компонент в образовании.

Региональный образовательный компонент дает возможность педагогу показать воспитанникам красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся воспоминания и незабываемые образы родного края. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой Родины, особенностями природы, культурных, экономических, политических и других условий способствует формированию у дошкольников гражданского мировоззрении. На наш взгляд, региональный компонент является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Изучение родного края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают не только информацию, но и приобретают социальный опыт. Кроме того, знания особенностей региона становятся основой формирования культуры межнациональных отношений, воспитания терпимости и уважения к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках национально-территориального образования.

Включение регионального компонента, парциальной программы «Дончата», в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Рябинушка», дало возможность коллективу создать содержательную основу для «формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы…» [1].

Цель программы:

Развитие познавательного интереса к истории Донского края, традициям, культуре, особенностям; воспитание чувства любви к своей малой Родине.

Приоритетные задачи:

1. Создать условия для реализации комплекса мероприятий, направленных на воспитание маленького гражданина, любящего и уважающего традиции своего народа.

2. Обогащать представления об истории, быте и традициях Донского края.

3. Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру Донской природы.

4. Способствовать активному взаимодействию участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов и представителей учреждений социума в процессе изучения исторического прошлого.

5. Формировать нравственно-патриотические качества : гордость, гуманизм, толерантность, желание сохранять и приумножать богатства Донского края, страны.

Особенность разработанной коллективом программы заключается в её практической значимости: вовлечении детей, родителей, представителей учреждений социума в поисковую, познавательно-исследовательскую деятельность. Это взаимодействие базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с историей родной земли. Родной край — это не только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает каждого жителя частью чего-то большого и целостного.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем, необходимо было представить огромную палитру информационного, фото, видео и др. материала; найти эффективную форму подачи данного материала, которая бы вызывала и интерес, и желание «постигать». Среди множества сетевых ресурсов, обеспечивающих воспитанникам непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, существует ресурс виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии – понятие относительно новое, в методическом плане инновационная форма образования. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью в музей, на выставку и т. п. [3]. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов [4].

В современной педагогической теории и практике приводятся различные классификации экскурсий. Вот одна из них:

по содержанию можно выделить:

- информационные, дающие информацию об определенных объектах ( учреждения социума: библиотека, Дворец спорта и т. п.);

- обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;

- тематические, раскрывающие определенные темы (достопримечательности города, края; природа края: растительный и животный мир, водоемы и т. д.);

- биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей;

- исторические – экскурсии в краеведческие музеи и т. п.

С точки зрения использования информационных технологий существует классификация по способу создания виртуальной экскурсии :

- использование различных технологий создания презентации:

- использование инструментов сайтостроения (графические карты, гиперссылки);

- использование геоинформационных систем (yandex, google и др);

- 3D-моделирование (модель отдельного объекта);

- использование панорамных композиций (горячие точки и переходы) и др.

При создании виртуальных экскурсий в условиях дошкольной образовательной организации самый простой вариант – это использование презентаций.

Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ:

- возможность «путешествия» по городу и краю, посещение экспозиций музеев, садов и парков, просмотр достопримечательностей, изучение особенностей быта - не выходя из помещения;

- остановка (стоп-кадр) любого слайда по мере необходимости;

- увеличение (приближение) объекта или его части, разделение панорамы на фрагменты;

-неоднократное использование материала;

-цветовая насыщенность;

-использование музыкального сопровождения для усиления эмоциональности восприятия и т. д.

Виртуальная экскурсия позволяет погрузится в изучение темы всецело и глубоко, но, прежде всего необходимо определить содержание (темы) погружений и учесть тот факт, что многое зависит от мастерства и умений педагогов, использующих данный ресурс в профессиональной деятельности.

Наша система виртуальных экскурсий разработана по блокам:

- «Краеведение» - достопримечательности Донского края (города и области); учреждения социума (библиотеки, школы, музеи, ЦДОД «Радуга»);

- «Экологическая азбука» - природа (мир животный, растительный, водоемы, степи и т. д.);

- «История Дона» - поисковые задания, экскурсии, работа кружка «История Дона»; мини музей «Казачий курень», в котором часто звучат мифы, легенды, предания, песни и сказки «Тихого Дона»;

- «Мир искусства» - знаменитые люди (писатели, поэты, художники, музыканты и т. п);

- «Мир народного праздника» - традиции (этнические корни русской культуры, обычаи и обряды, своеобразие культуры донского казачества)

с учетом интересов всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей (лиц их заменяющих).

- «Маленькие патриоты» - беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, ИЗО- деятельность, проекты, диспуты, тематические беседы.

Продуктивная деятельность, взаимодействие с социумом по патриотическому воспитанию дошкольников (Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское», Молодежная организация по возрождению казачества «Донцы»).

В основу отбора материала заложен принцип полифункциональности (использование одного и того же фото, видео и информативного блоков не только для разной целевой аудитории, но и, исходя из различных целей и задач).

Разработан алгоритм создания системы виртуальных экскурсий, выделение общих и отличительных аспектов.

1. Общее, для любой целевой аудитории:

-перечень тем;

-отбор информации с использованием различных источников (бумажные и электронные носители);

-фото и видео материалы (часть материалов создавалась коллективом самостоятельно).

2. Различия:

- исходя из целевой аудитории (воспитанники, педагоги, родители (лица, их заменяющие) разная формулировка целей и задач;

- определение разной последовательности подачи имеющих материалов для детей и взрослых;

- разработка серии вопросов (учет возрастных возможностей детей). Данный этап работы требует наиболее высокой профессиональной подготовленности педагога: навыки организации познавательно-исследовательской деятельности, использование технологий диалога и полилога (максимальное исключение соблазна создания «моноспектакля» по красочному фото и видео материалу). Основная сложность - сформировать познавательный интерес, мотивировать детей на речевую и мыслительную активность. Эффективность любой виртуальной экскурсии (особенно если это детская аудитория) зависит от продуманной системы 2-3 вариантов вопросов, очень точных, немногословных и не предполагающих однозначных ответов;

- варианты практической работы (для каждой целевой аудитории);

- подбор музыкального репертуара ( классическая музыка использовалась для любой аудитории: и детей, и взрослых). Подбор репертуара осуществлялся, прежде всего, исходя из психо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста. Предпочтения отдавались произведениям классической музыки (П. И. Чайковский, В. А. Моцарт) и программному репертуару (Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ, рассчитанному на адекватное детское восприятие;

- техническая составляющая (выбор и обоснование используемого программного обеспечения).

Эффективность патриотического воспитания детей дошкольного возраста зависит от того, насколько все участники образовательных отношений: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность дошкольника, формирование у него нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоционального, познавательно-исследовательского и деятельного отношения к миру.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виртуальные экскурсии по Донскому краю — эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 15:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виртуальные экскурсии по Донскому краю — эффективное средство патриотического воспитания старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жаркова Галина (УИ 3185648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД