Папки-передвижки

ВКР «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Ершова Алина
ВКР «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Соликамский социально - педагогический колледж

имени А. П. Раменского»"

Выпускная квалификационная работа

Тема: Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Публикация «ВКР „Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Выполнила:

Ершова Алина Сергеевна

В-43

(фамилия имя отчество) (группа)

44.02.01 Дошкольное образование

(наименование специальности)

Руководитель: Бардакова Оксана Александровна, преподаватель

(Фамилия имя отчество, должность)

Защита состоялась «___»___2021 г.

Оценка ___ (___)

Соликамск, 2021

Содержание

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности …. 7

1.1 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста …. 7

1.2 Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста … 11

1.3 Средства изобразительной деятельности как условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста …. 19

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности …24

2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента …24

2.2. Педагогическая система работы, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности …27

2.3. Контрольно-оценочный этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности …. 32

Заключение …. 34

Список литературы …. 36

Приложение …. 40

ВВЕДЕНИЕ

Вырастить и воспитать творчески развитого человека – желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.

В педагогическом процессе велико воздействие изобразительного искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяют овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявлении инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении и др. Одной из таких видов деятельности является изобразительная деятельность, которая предоставляет большие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [1; 22].

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи (В. А. Езикеева, Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова,Л. В. Кампанцева, В. И. Кириенко, Т. С. Комарова, К. Н. Корнилов, В. С. Мухина, Б. А. Сазонтьев, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, и др.) подчеркивают большое значение изобразительной деятельности во всестороннем, особенно в развитии творческих способностей детей.

В ходе определения объекта, предмета и цели исследования сложилась и его гипотеза. Мы предполагаем, что творческие способности у старших дошкольников будут развиваться при условии :

• целенаправленной организации совместной деятельности по изобразительной деятельности на основе системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

• реализации перспективного плана работы, направленного на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;

• поэтапной работы с использованием разнообразных форм, методов, средств.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить актуальность проблемы, понятие и особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

2. Выявить уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, провести анализ полученных данных;

3. Разработать систему работы, направленную на развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

4. Проверить эффективность предложенной системы работы, направленной на развитие творческих способностей у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение литературы по проблеме.

2. Эмпирические методы: эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке перспективного плана занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

1.1. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Творчество как предмет исследований привлекало внимание мыслителей всех эпох мировой культуры. Современность — не исключение. Актуальность развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, потребностями общества, необходимостью разработки новых, нестандартных идей, с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является ребенок, его способности и возможности реализации в современном мире.

Во-вторых, «развертывание» детского творческого процесса идет с разной скоростью. В изобразительном искусстве материальный продукт – рисунок, появляется сразу. В композиторском и поэтическом творчестве детей выражена стадия импровизации, то есть устных не записанных решений, а научное творчество ребенка довольно долго может выходить на поверхность только вопросами. Вот и получается, что детское творчество сложнее взрослого. Его трудно заметить, потому что оно бывает разного вида и проявляется разными результатами.

В педагогической литературе (Е. Г. Ковальская, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) придается большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования творчества. Так, Е. А. Флерина в методических указаниях по развитию изобразительной деятельности предлагает показывать неоднозначные по своему виду произведения изобразительного искусства : при рисовании — скульптуру, игрушку, в лепке же, наоборот, — картинку.

В работе «Развитие способностей к рисованию у дошкольников» Н. П. Сакулина также пишет о том, что положительное значение показа иллюстраций, несомненно.

Показ произведений изобразительного искусства в первую очередь дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, природы, быта; в то же время изобразительное искусство обогащает представления детей о знакомых явлениях. Художественное изображение предметов и явлений волнует детей, вызывает у них чувства симпатии, радости, огорчения.

При восприятии искусства развиваются наблюдательность, вооб-ражение, т. е. те качества личности ребенка, которые обусловливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусством, между ранее воспринятым и настоящим. Ведь произведения искусства вызывают у нас эстетические чувства не просто своей формой, сочетанием слов, звуков, красок и т. п., но тем, что в этих произведениях через своеобразное (художественное) сочетание слов, звуков, красок отображается действительность [25; 131].

Одной из первых задач является выделение таких произведений искусства, которые могут оказать влияние на детский рисунок. От того, какой иллюстративный материал будет выбран, в большой степени будет зависеть эффективность этого приема. Известно, что картины могут быть использованы в разных планах: для развития речи, художественного восприятия, игровой деятельности и т. д. В данном же исследовании картины используются с целью повлиять на развитие творчества в рисовании детей. С учетом этой цели и должен проводиться анализ иллюстративного материала. [25; 142].

Определим основные требования к выбору произведений искусства.

Произведение должно быть реалистическим и высокохудожественным. Эта мысль неоднократно высказывалась в педагогической литературе. Авторы, исследовавшие вопросы восприятия произведений искусства детьми, одним из первых условий при отборе произведений для восприятия ставили их реалистичность и высокохудожественность. Только произведение, обладающее образной выразительностью, может оказать влияние на поиски выразительного образа в детском рисунке.

По своей тематике произведения искусства должны быть близки и понятны детям. Дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в картине.

Подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов.

Помимо того, что произведение художественно и доступно по своему сюжету, оно должно быть понятно самой своей художественностью, т. е. должно производить эстетическое воздействие. Эстетическое воздействие могут оказывать на детей такие произведения, выразительные средства которых доступны их восприятию.

Произведения искусства обогащают замыслы детей, содействуют развитию умения образно видеть. Поэтому необходима предметность, конкретность рисунков, особая эмоциональность, обеспечивающаяся цветом и динамикой.

В выбранных произведениях особенно отчетливо должно быть показано использование художником отдельных средств изображения для воплощения содержания [7; 61].

Основным материалом являются иллюстрации к детским книгам. Они обусловлены специфическими особенностями детской книжной графики, ее эмоциональностью, предметностью, конкретностью, наглядностью, особой цельностью и четкостью композиции, наконец, доступностью графических средств для детского восприятия. Кроме того, художники детской книги (В. Канашевич, В. Лебедев, Н. Мунц, Е. Рачев, Н. Цейтлин,Е. Чарушин, и др., обладая каждый оригинальным почерком, добиваются высокой художественной выразительности, которую, однако, в состоянии воспринять и дети. Кроме иллюстраций используются также эстампы.

Итак, иллюстрации, эстампы даются детям не для копирования, они обогащают их замыслы, направляют на решение оригинальных композиций, дают возможность искать свои способы передачи задуманного.

При изучении влияния искусства на детское изобразительное творчество большое значение приобретает вопрос об эстетическом вос-приятии искусства. Только при условии эстетического восприятия искусства можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества.

Именно в старшем дошкольном возрасте отношение детей к художественному произведению достигает довольно сложных форм эстетического восприятия. Отмечается проявление эстетического характера и в оценке произведений искусства. Способность же к эстетическому восприятию развивается при условии целенаправленного руководства взрослых [9; 175].

Так, при восприятии картины для правильного понимания детьми взаимоотношений между персонажами необходимо учить их понимать смысл изображаемого движения, различать, отмечать постановку фигур. Умение воспринимать характерные детали, признаки предметов также ведет к более глубокому и осмысленному восприятию основного содержания картины. Иногда именно через детали можно уяснить смысл изображаемого, т. е. через детали подойти к главному, ибо представления об образах углубляют окружающие предметы, обстановку, место действия [25; 51].

Процесс восприятия картины детьми при использовании их в целях развития творчества имеет несколько этапов.

На первом этапе происходит усвоение содержания показываемой картины. На втором — дается развернутый анализ тех средств, которые являются основными для выражения определенной ситуации. Не все средства выражения анализируются с одинаковой полнотой. В одних случаях сосредоточивается внимание детей на колористическом решении картины, в других — на форме, ее выразительности, в-третьих — обращается внимание на способы построения картины.

На третьем этапе - воспитатель своими вопросами к детям соотносит воспринятое на картине с той задачей, которая стоит перед ребенком (какие же нужно взять краски для рисования, чтобы передать вечерний город, солнечный осенний день и т. д.).

Необходимо также отметить, что существенное значение имеет разработка творческих заданий, в основе содержания которых лежат образные явления действительности, доступные для отражения в детских рисунках [25; 149].

Показ произведений искусства содействует обогащению способов изображения при использовании различных материалов (размывка туши, уголь, сангина и др.).

В работе педагог должен использовать не только цветные картины, но и произведения, исполненные в черно-белой манере (например, иллюстрации Н. Никольского к книге Г. Скребицкой «На лесной полянке»). Особенной выразительностью отличается рисунок «Зима». На темно-сером небе вы-деляются четким белым силуэтом березы и темные стволы деревьев. Контраст белого и черного подчеркивает белизну снега.

Использование иллюстративного материала дает возможность детям сознательно подходить к выбору и согласованию цвета в собственных решениях, в заданиях на передачу характера, образа — овладевать передачей формы в движении и т. д.

Таким образом, в замыслах детей под влиянием показа иллюстраций происходит конкретизация образов в замысле, обогащение их путем использования и комбинирования, увиденных деталей, свойств предмета, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету, появляется направленность внимания ребенка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие.

Однако искусство как специфическое средство отражения дей-ствительности обладает рядом особенностей, которые можно использовать как в обогащении образной стороны содержания детских рисунков, так и в нахождении средств выразительности.

Таким образом, при использовании искусства в формировании творчества, с одной стороны, мы учим ребенка овладевать основными способами творческого решения, с другой — предоставляем детям воз-можность для проявления активности и самостоятельности [25; 153].

1.3. Средства изобразительной деятельности как условие развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть художественными средствами изобразительной деятельности. Задача взрослого – помочь ему в этом.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности старших дошкольников в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.

Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач педагога. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение осознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы [11; 23].

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше раз-вивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. У старших дошкольников воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют и эмоции, которые способствуют прояв-лению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. К шести годам дети владеют достаточным запасом навыков и способны употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов [12; 44].

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

У старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов, но вся конструкция предмета, наличие разнообразных деталей говорит о желании ребенка создать образ, соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающих обстановку. Дети сознательно подходят к отбору деталей, изображая лишь те, которые способствуют раскрытию образа. В старшем дошкольном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального [5; 134].

Психологическое состояние изображаемых персонажей дети могут передавать упрощенно, простыми деталями: плач — слезинками, смех — поднятыми вверх уголками рта, испуг — поднятыми вверх руками и т. п. Более сложные средства выражения, переживания, например выражение глаз, старшим дошкольникам еще недоступны.

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные. Благодаря такому средству изобразительной деятельности, как колорит, ребенок учится находить лучшие сочетания красок.

Это положение об использовании цвета как выразителя эмо-ционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е. А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени В. А. Езикеевой, Л. В. Кампанцевой, В. С. Мухиной и другими [6; 233].

Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком. Детям старшего возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным. Но выражение динамики все же является сложным для ребенка, потому что с движением меняется форма и расположение частей предмета. Поэтому часто, несмотря на выразительность образа, форма его бывает искаженной.

Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно, с целью вы-полнить работу красиво.

В старшем дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения [13; 82].

Одним из средств ознакомления с произведением искусства является беседа. Особенное значение приобретают опорные вопросы взрослого, в которых дается ориентировка, как на содержание, так и на средства выражения. Самый простой вопрос устанавливает причинность выбора того или иного ведущего средства, помогает ребенку сосредоточить свое внимание на нем. Предлагаются вопросы и более сложные, связанные с передачей характера образа, заключающие в себе более глубокие обобщения. Могут быть и такие вопросы, которые направлены на сравнение двух произведений. Они могут быть эффективными в том случае, если вопрос поможет ярче представить образы героев, их характер, внешний облик [24; 136].

Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.

Изобразительное творчество дошкольника включает в себя не только продукт — рисунок, но и способность воспринимать действительность, высокоразвитую наблюдательность, творческое осмысливание воспринятого, что связано с воображением, зрительной памятью и др. Для развития творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения и в этом неоценимую помощь оказывает показ произведений искусства.

Исследования по восприятию произведений искусства показывают, что дети дошкольного возраста наиболее полно его воспринимают, осознанно анализируют как содержание, так и средства выразительности.

Рисунки детей старшей и подготовительной группы всегда отли-чаются разнообразием. Чем смелее, свободнее, раскрепощен ребенок, тем более разнообразными могут быть его замыслы.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмо-циональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова.

Восприятие искусства оказывает значительное влияние на развитие детского творчества, помогает детям создавать художественные образы, различать реальный и фантазийный мир, передавать впечатления об окружающем, выражая свои эстетические чувства и отношения и переносить это понимание в собственную художественную деятельность.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста«Желтогрудые синички прилетели в гости к нам». Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги,сегодня хочу предложить вашему вниманию план - конспект занятия по лексической теме "Зимующие птицы".Мы много говорили.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ВКР «Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 11:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД