Нефотенко Диляра
Влияние деприваций на развитие детей-сирот дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние деприваций на развитие детей-сирот дошкольного возраста
Становление личности человека начинается с семьи: в семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с действительностью, строить свои отношения с окружающими. Первые люди, с которыми общается ребенок – родители. Исследования показывают, что около половины всех детей, находящихся на попечении государства, составляют дети, нуждающиеся в особенной помощи и поддержке [1].
Публикация «Влияние деприваций на развитие детей-сирот дошкольного возраста» размещена в разделах
О важности и особенностях развития детей в интернатных учреждениях, впервые было привлечено внимание общества известным американским ученым Дж. Боулби, который отметил трудности в развитии эмоциональной сферы, когнитивного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей. В трудах ученого было отмечено, что сиротские учреждения не выполняют полноценную роль идеальной модели воспитания, так как большая часть детей-сирот имеют проблемы развития, переживают сложные травмы, нуждаются в существенном внимании со стороны специалистов для компенсации имеющихся проблем [2].
В. П. Власова и соавторы отмечают, что среди детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей практически не наблюдаются дети с нормальным уровнем развития и функционирования организма [3].
В исследовании Долгушина В. В. показано, что воспитанники учреждений интернатного типа отстают сверстников из обычных семей по показателям физического развития, характеризуются большей распространенностью отставания биологического возраста от паспортного, более низкими показателями вегетативной устойчивости и эмоционального статуса. Таким образом, автор отмечает, что дети-сироты более чувствительны к воздействию факторов социальной среды.
Воспитываясь в условиях детского дома, дети-сироты испытывают множество психологических факторов, негативно влияющих на их здоровье. К. Д. Чермит и соавторы выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье детей-сирот :
-ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрате базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
- отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцах их поведения и способам преодоления жизненных трудностей;
-опыт семейного воспитания, как правило, носит негативный асоциальный характер;
- жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений, формируя особую ролевую позицию сироты;
-затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль [4].
Многие авторы из наиболее сложных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации; потребительское отношение к материальным ценностям и людям; неадекватность самооценки и тому подобное.
И. А. Плохова считает, что «как правило, такие дети не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, испытывают трудности саморегуляции поведения» [5, c.171].
А. А. Агарков отмечает, что исследования особенностей психического развития воспитанников детских домов традиционно основываются на феномене психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому и физическому развитию. И этот фактор показывает, что состояние здоровья воспитанников в детских домах характеризуется как удовлетворительное. Ранимая и неустойчивая психика ребенка оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности его поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни.
Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях сказывается на их социальном, психическом, физическом здоровье [6].
У детей из детских домов чаще, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях, проявляются фрустационные мотивы поведения. В большей степени проявляется тревожность, конфликтность, враждебность, неуверенность в семейной ситуации, что неблагоприятно сказывается на взаимоотношении [7].
Долгушин В. В. проводит анализ эмоционального статуса воспитанников детских домов. Выделяя группы «грустных» и «радостных» детей, автор отмечает, что дети, отнесенные к «грустной группе», характеризуются негативным социальным и психологическим самоощущением. Расхождение между оценками самочувствия и степени подвижности темпа протекания функций у детей-сирот свидетельствует о развитии утомления, причина которого заключается в длительном пребывании в закрытом коллективе.
Особенности здоровья ребенка-сироты в значительной мере определяются спецификой их социальной ситуации развития. Одним из самых травмирующих факторов пребывания в детских учреждениях является отсутствие стабильного поддерживающего окружения, эмоционально насыщенных длительных и непрерывных связей ребенка с другими людьми. Отсутствие эмоциональной теплоты со стороны родителей оказывает влияние на развитие взаимоотношения между детьми, воспитывающимися в детском доме, а также на привязанность детей к значимым взрослым-педагогам. Особенные отношения у детей встраиваются в случае, если в том же детском доме воспитываются сиблинги [8].
Сформированность только одной социальной роли – сироты, не имеющего поддержки от близких людей, приводит к снижению качества адаптации ребенка в детском доме, вызывает трудности социализации. Эта роль провоцирует у ребенка инфантизизм, иждивенческую позицию и мешает проявлению потенциальных возможностей, что может оказать влияние на физическое здоровье ребенка.
Все вышеперечисленные факторы определяют у данной категории детей особенности развития : замедленный темп психического развития, а также наличие ряда негативных особенностей, к числу которых можно, например, отнести низкий уровень интеллектуального развития, недоразвитие эмоциональной сферы и воображения, поздняя сформированность навыков саморегуляции и правил поведения. Это обусловлено нахождением детей-сирот в условиях разного вида деприваций :
-социальная депривация характеризуется нахождением детей в условиях недостаточности и неспецифичности социальных контактов, которые не соответствуют возрастным характеристикам и индивидуальным особенностям детей;
-эмоциональная депривация как разновидность социальной депривации заключается в лишении эмоциональных контактов с другими людьми, особенно с близкими;
-материнская депривация в большей степени оказывает влияние на состоянии психологического развития детей-сирот. Данный вид депривации возникает в результате недостаточной привязанности матери к ребенку, в ситуации длительной разлуки, а также отсутствия материнского воспитания с младенчества и при лишении матери в более позднем возрасте;
- сенсорная депривация возникает в ограниченных условиях получать сенсорно-зрительные ощущения и впечатления в процессе познания окружающей действительности. Данный вид депривации негативным образом сказывается на уровне развития речи, двигательных навыков, сообразительности, показателям умственных способностей;
- двигательная депривация определяется ограничением двигательной активности детей-сирот. Движение – это очень важный фактор полноценного развития детей. При его отсутствии дети становятся эмоционально вялыми, у них развивается депрессия.
В условиях детского дома педагоги имеют широкие возможности корректировать негативные факторы внешней среды и постоянно проводить профилактическую и коррекционную работу с дошкольниками. На данном возрастном этапе приобщить детей к заботе о своем психологическом здоровье является реальной возможностью и одной из главных задач педагогов учреждений интернатного типа.
Таким образом, можно сделать вывод о важности и необходимости проведения работы компенсационного характера, которая в сво очередь будет направлена на сглаживание влияния негативных факторов, находящих негативное отражение в общей картине развития детей-сирот дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Матюшева Т. Н. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением – субъекты права на образование со специальным социальным статусом // Право и образование. 2011. № 3. С. 20-28.
2. Антопольская Т. А. Опыт создания развивающей среды и оказания психологической помощи детям-сиротам // Мат. научно-практ. конф. «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии : теория, технология, эксперимент». Курск, 2001. С. 22-24.
3. Власова В. П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 36-40.
4. Чермит К. Д. Влияние депривации на качество общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками и со старшими в процессе игры // Физическая культура, спорт – наука и практика, 2012. № 1. С. 56-62.
5. Плохова И. А. Социальная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в замещающую семью // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 7. № 10. С. 170-174.
6. Агарков А. А. Особенности адаптации детей-сирот с психическими нарушениями / А. А. Агарков, П. К. Полежаев, А. В. Елисеев, Л. Д. Рахмазова, Т. Ф. Скороходова, Т. В. Погорелова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2 (71). С. 41-45.
7. Мацедонский В. И. За здоровый образ жизни // Физическая культура в школе. 2014. № 1. С. 50-55.
8. Аксенов А. М. Обеспечение психологического здоровья у детей-сирот в условиях образовательного, воспитательного, реабилитационного пространства школы-интерната // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 636.