Майя Шидловская
Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие у детей координации движений у детей дошкольного возраста
Шидловская М. Д.
«Детский сад № 336 Дзержинского района Волгограда»
«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.
Публикация «Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки и динамические паузы, ведь это прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (карандашом шестигранным, шариками, ребристыми мячиками, пальцев, ритмические упражнения, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, и т. д.
Положительный эффект физических разминок, динамических пауз основан на физиологических механизмах активного отдыха. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду защищает еще неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок.
Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, а в дошкольном возрасте дети зачастую не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движений, лёгкость и радость очень тесно связаны с игровым компонентом ритмических упражнений под музыку, причем в сочетании со словом представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс : на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова; аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. С развитием двигательных навыков путем музыкально-ритмических движений тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем упражнения со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, народные и хороводные игры.
Стихотворные тексты игр и упражнений заучиваются вместе с комплексом упражнений. При проведении музыкальных динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев. Подпевание, сопровождающее хороводную игру, способствует развитию всего артикуляционного аппарата, является своеобразной дыхательной гимнастикой.
Музыкально-ритмическое движение есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Музыкальное сопровождение способствует более быстрому переключению детей на другой вид деятельности – активный отдых. Однако можно выполнять ритмический рисунок самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками, хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
Подбор упражнений мы соотносим не только с воспитательно-образовательными задачами разных видов деятельности детей, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом, состоянием здоровья и уровнем развития детей.
Игровое содержание любой динамической паузы (физкультминутки, подвижной игры, музыкально-ритмических упражнений) должно соответствовать возрастным особенностям и интересам детей; согласовываться с содержанием программ дошкольного образования по физической культуре, дополняя их и способствуя лучшему усвоению, закреплению у детей необходимых двигательных навыков.
В детских садах педагогами используются следующие виды физкультминуток:
1. Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2. В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;
3. В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4. В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма;
5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений : спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Таким образом, креативность и педагогическое мастерство педагогов, умелый подбор и неоднократное включение в структуру непосредственной образовательной деятельности соответствующих игр, физических, музыкально-ритмических упражнений; движений, сопровождаемых музыкой, речью, - способствует повышению интереса детей к материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.
А. Г. Асмолов. – М. : Институт практической психологии, 1996.
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 .
Баршай В. М. Физкультура в школе и дома. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс»,2001 год.
Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М. -2004. -№1 .
Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт. -сост. Никитина А. В. – СПб. : КАРО, 2009.
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Просвещение. 1986
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.
Федосова Н. А, Бурденюк З. Ф. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования. М. : АПКиПРО, 2004.
Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., - Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.