МААМ-картинки

Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста

Майя Шидловская
Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие у детей координации движений у детей дошкольного возраста

Шидловская М. Д.

«Детский сад № 336 Дзержинского района Волгограда»

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.

Публикация «Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки и динамические паузы, ведь это прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (карандашом шестигранным, шариками, ребристыми мячиками, пальцев, ритмические упражнения, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, и т. д.

Положительный эффект физических разминок, динамических пауз основан на физиологических механизмах активного отдыха. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала на занятиях в детском саду защищает еще неокрепшую нервную систему и опорно-двигательный аппарат от длительных статических перегрузок.

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, а в дошкольном возрасте дети зачастую не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движений, лёгкость и радость очень тесно связаны с игровым компонентом ритмических упражнений под музыку, причем в сочетании со словом представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс : на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова; аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. С развитием двигательных навыков путем музыкально-ритмических движений тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем упражнения со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, народные и хороводные игры.

Стихотворные тексты игр и упражнений заучиваются вместе с комплексом упражнений. При проведении музыкальных динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев. Подпевание, сопровождающее хороводную игру, способствует развитию всего артикуляционного аппарата, является своеобразной дыхательной гимнастикой.

Музыкально-ритмическое движение есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Музыкальное сопровождение способствует более быстрому переключению детей на другой вид деятельности – активный отдых. Однако можно выполнять ритмический рисунок самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками, хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

Подбор упражнений мы соотносим не только с воспитательно-образовательными задачами разных видов деятельности детей, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом, состоянием здоровья и уровнем развития детей.

Игровое содержание любой динамической паузы (физкультминутки, подвижной игры, музыкально-ритмических упражнений) должно соответствовать возрастным особенностям и интересам детей; согласовываться с содержанием программ дошкольного образования по физической культуре, дополняя их и способствуя лучшему усвоению, закреплению у детей необходимых двигательных навыков.

В детских садах педагогами используются следующие виды физкультминуток:

1. Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

2. В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;

3. В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

4. В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма;

5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

6) В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

-использование различных имитационных движений : спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Таким образом, креативность и педагогическое мастерство педагогов, умелый подбор и неоднократное включение в структуру непосредственной образовательной деятельности соответствующих игр, физических, музыкально-ритмических упражнений; движений, сопровождаемых музыкой, речью, - способствует повышению интереса детей к материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.

А. Г. Асмолов. – М. : Институт практической психологии, 1996.

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№2 .

Баршай В. М. Физкультура в школе и дома. – Ростов н/ Д: изд-во «Феникс»,2001 год.

Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология М. -2004. -№1 .

Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт. -сост. Никитина А. В. – СПб. : КАРО, 2009.

М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Просвещение. 1986

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, изд-во «Вако», 2007 год.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва, изд-во «Аркти», 2006 г.

Федосова Н. А, Бурденюк З. Ф. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования. М. : АПКиПРО, 2004.

Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб., - Москва, изд-во «ФиС», 1975 год.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Картотека динамических пауз для НОД с детьми 4–7 летКартотека динамических пауз для НОД с детьми 4–7 лет Динамическая пауза – это кратковременное (в течении 1-2 минут мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК: «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Быстротой называется способность.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Совместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движенийСовместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движений Флавицкая Наталья МихайловнаСовместная игровая деятельность "Путешествие змейки" для детей группы раннего возраста для развития координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2022 в 13:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние динамических пауз и ритмических упражнений на развитие координации движений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Майя Шидловская (УИ 1190957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД