Лучший педагог года

Влияние динамических пауз на здоровье детей

Любовь
Влияние динамических пауз на здоровье детей

Аннотация. В статье рассказывается о влиянии динамических пауз на здоровье дошкольников, описываются методы и приемы их использования в практической деятельности.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, динамическая пауза, образовательная деятельность, оздоровление детей, релаксация.

Дошкольный возраст — решающий этап в формировании основ физического и психического здоровья. Именно в этот период интенсивно развиваются все органы и системы, формируются личность, отношение к себе и миру. Очень

важно вызвать у каждого ребенка стремление к здоровому образу жизни.

Публикация «Влияние динамических пауз на здоровье детей» размещена в разделах

В настоящее время значительно возросло количество детей с проблемами здоровья, появляется все больше дошкольников, которые часто болеют, имеют лишний вес, нарушения осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. В детском саду воспитанники часто загружены полезными, но «сидячими» делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми, просмотром телепередач или видеофильмов, также ребенка все больше и больше занимает компьютер. Потребность в двигательной активности у дошкольников очень велика. Ее ограничение может привести к задержке психического и речевого развития. Важно поощрять различные формы двигательной активности: проводить подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, лазанье).Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, служит тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, поскольку для них характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдаются быстрое

утомление, потеря интереса к деятельности, низкая устойчивость внимания.

По данным ученых-физиологов, образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В ее процессе значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, поскольку, накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Утомление сказывается на поведении детей: они отвлекаются, шумят, переговариваются. Внешними проявлениями утомления служат потеря интереса и внимания, ослабление

памяти, снижение работоспособности, раздражительность. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что воспитанники устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть,

переключив их на другой активный вид деятельности. Поддержать работоспособность дошкольников на высоком уровне помогают динамические

паузы — кратковременные физические упражнения, проводящиеся в детском саду в процессе образовательной деятельности и в течение всего дня и удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Они способствуют оздоровлению. Физические упражнения снимают напряжение мышц, улучшают кровообращение, работу сердца, легких, успокаивают ЦНС, дают положительный настрой. Научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде динамических пауз в образовательной деятельности снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Динамические паузы — не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, это фактор здоровьесбережения детей. Их продолжительность составляет 2—3 мин.

Основные требования к проведению динамических пауз:— их следует организовывать на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста,

вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

— нужно подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;

— отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

— комплексы следует подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и ее содержания.

Динамические паузы развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, вносят элементы релаксации, снимают нервное напряжение,

объединяют детей, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они

ненавязчиво корректируют эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, помогают оздоровлению. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления появляются: у детей 3—4 лет — через 7—9 мин занятия, 5— 6 — через 10—12, 7—8 лет — через 12—15 мин. Комплекс физкультурных упражнений, используемый в динамических паузах, направлен на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышц и развитие координации, успокоение нервной системы и

восстановление работоспособности. Упражнения проводятся одновременно с чтением стихов, сопровождаются музыкой, счетом.

Офтальмологические паузы

Снять напряжение с глаз ребенка помогают офтальмологические паузы.

Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, они отдыхают только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Старшие дошкольники могут, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг

или различные фигуры. А детям 3—4 лет намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом. Приведем несколько вариан-

тов офтальмологических пауз.

Для детей 1—3 лет

«День — ночь»

Взрослый говорит: «Ночь», ребенок закрывает глаза, «День» — открывает их.

«Бабочка»

Взрослый произносит: «Бабочка порхает, машет крылышками», ребенок моргает, «Села на цветочек» — жмурится.

«Далеко-далеко»

Взрослый подходит с ребенком к окну и смотрит сначала на дальний предмет, а затем на тот, что находится вблизи.

Для детей 3—5 лет

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. (Дети смотрят вверх.)

Капай, капай, не жалей. (Смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи! (Моргают.)

Для детей 5—7 лет

Закрываем мы глаза, (Дети закрывают глаза.)

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, (Открывают глаза.)

Через речку мост построим. (Глазами рисуют мост.)

Нарисуем букву О (Глазами рисуют букву О.)

Получается легко.

Вверх поднимем (Поднимают глаза вверх.)

Вниз посмотрим. (Смотрят вниз.)

Вправо, влево повернем, (Смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем. (Смотрят вверх-вниз.)

Двигательно-речевые паузы

Двигательно-речевые паузы дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют

развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Подражательные паузы

Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, лягушек, кузнечиков, пчел. Эти динамические паузы помогают детям переключиться и поднять настроение.

Релаксационные упражнения

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных

группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от него, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Дошкольников необходимо учить чувствовать напряжение, изменять его степень или снимать

совсем, расслабляя определенные группы мышц. Чтобы снять излишнее статическое напряжение, проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).

Релаксационная техника «напряжение — расслабление» — самый лучший способ научиться распознавать существующее в мышцах напряжение и избавляться от него.

Подготовка к релаксации

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1-й этап

Дети ложатся на коврики, расслабляются. Руки вытягивают вдоль туловища. Ноги прямые, не скрещены.

2-й этап

Дети «осматривают» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла во всех его частях: голове, руках, ногах, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3-й этап

Ощущение приятного тепла — комфорта от расслабленного тела,удовольствия, покоя.

Пример упражнений на снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног

«Звуки прибоя»

Звучит спокойная музыка. Дети лежат на ковре.

Ведущий. Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у

моря; волны споют нам свою колыбельную песню. (Дети лежат 20 с в тишине.) Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая. Луч солнца коснулся левой ноги — нога расслабленная и теплая. Приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох — выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди — становится еще теплее. Нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно расслабилось, рот чуть приоткрылся. Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн. (Дети несколько секунд лежат и слушают аудиозапись шума моря.) Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся.

Примеры релаксационных упражнений на расслабление мышц плечевого пояса

«Урони руки»

Дети разводят руки в стороны и немного наклоняются вперед.

Затем бросают руки, при этом снимается напряжение с плеч.

Руки должны повиснуть и качаться, пока не остановятся.

«Танец плеч»

Дети как можно выше поднимают плечи, а затем свободно опускают их, словно сбросив вниз.

«Мельница»

Дети имитируют движение мельницы руками: вытянув их, делают круговые маховые движения вперед-вверх, затем — назад-вверх, и так несколько

кругов.

Что же это такое динамическая пауза? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы дети хорошо росли и развивались, они просто необходимы.

Значение динамических пауз для эффективности умственной деятельности и здоровья дошкольников велико, поскольку они:

— ослабляют утомление детей;

— способствуют развитию речи, координации движений и мелкой моторики;

— улучшают осанку;

— усиливают обмен веществ в организме;

— развивают произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;

— активизируют дыхание и кровообращение;

— оказывают положительное влияние на эмоциональное

состояние.

Использование динамических пауз на протяжении всего дня — необходимое условие поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Картотека динамических пауз для НОД с детьми 4–7 летКартотека динамических пауз для НОД с детьми 4–7 лет Динамическая пауза – это кратковременное (в течении 1-2 минут мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его.

Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на наших детей» Мам, включи мультик… Не нужно быть специалистом психологии, чтобы понять, что современные дети очень отличаются от своих предшественников.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимно определяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние динамических пауз на здоровье детей
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 20:40
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД