Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Анна Кузина
Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием методов арт-терапии, кинезитерапия и сказкотерапия как методы арт-терапии.

Ключевые слова: связная речь, арт-терапия, сказкотерапии, кинезитерапия, общее недоразвитие речи III уровня, дети дошкольного возраста.

В настоящее время речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа дошкольников с ОНР III уровня (общее недоразвитие речи III уровня). У данной категории детей наблюдается недостаточная развитость связной речи, что в дальнейшем может привести к менее успешному обучению в школе.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и к смысловой сторонам речи. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [5].

ОНР – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка (Т. В. Волосовец).

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут действовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).

В психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной ОНР III уровня характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Общее недоразвитие речи этого уровня проявляется, прежде всего, в неточном знании и неточном употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. На этой стадии речевого развития у детей ограниченный речевой запас. В устной речи детей на этом этапе речевого развития обнаруживаются отдельные аграмматические фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях речевого развития. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы, мало слов, характеризующих качества, признаки состояния предметов и действий, а также способы действий, в основном преобладают глаголы и существительные. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере примером которые являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, дети быстро утомляются. У детей с недоразвитием речи в самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. [5].

Проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной на сегодняшний день, которая интересовала таких ученых как, Е. И. Тихеева, В. П. Глухова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичива, Ф. А. Сохина и многих других.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Развитие связной речи тесно взаимосвязано с такими познавательными процессами как мышление, восприятие, память и воображение.

В современном мире видна необходимость в поиске более новых, эффективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, которыми являются методы арт-терапии

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях [7].

По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [4;7].К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В работе с дошкольниками арт-терапиявыполняет следующие функции: воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие. Использование методов арт-терапии, основанной на комплексном подходе позволяют нам улучшить эмоциональное состояние детей с эмоционально-волевой неустойчивостью заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями речи, познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Современная арт-терапиявключает в себя следующие направления:

- изотерапия –лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;

- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику, хореотерапию, и т. д.

- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;

- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды [8].

На развитие связной речи у дошкольников с ОНР III уровня эффективней будет влиять сказкотерапияи и кинезитерапия.

Кинезитерапия - (kinesitherapia –в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно "лечение движением". Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины [1].

Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений (М. О. Гуревич; А. А. Леонтьев, двигательных и речевых анализаторов (А. Г. Иванов-Смоленский; А. Р. Лурия; Н. П. Тяпугин, на связь формы произношения с характером движений (В. А. Куршев) [2].

Занятия с использованием кинезитерапии находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционно-педагогического воздействия. Рекомендуется сочетать увлекательный сюжетный ход, игровую форму с широким использованием наглядного материала, тогда будет стимулироваться потребность в общении, развиваться речевое подражание, моторика, рождаться эмоционально-эстетический отклик. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по физическому воспитанию [2].

Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР, развивает у детей творческие способности, совершенствует эмоционально-волевую сферу [3;6].

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Используя сказочную форму для речевого развития личности ребенка, расширятся сознание и совершенствуется взаимодействие через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи [3].

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

После изучения метода сказкотерапии, взяв данный метод за основу на логопедических занятиях, определили возможность работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возрастав коррекционно-образовательном процессе:

- использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают ассоциации и могут быть обсуждены);

- обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);

- проигрывание эпизодов сказки (индивидуально, с подгруппой детей

или всей группой);

- использование сказки как притчи-нравоучения;

- рисование по мотивам сказок;

- творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).

Таким образом, арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Это направление имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Совместная деятельность взрослого и ребёнка, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Особую ценность арт-терапия имеет для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» [4].

Список литературы

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дишкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: «Астрель», 2007.

2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М.Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г. А. Волковой. – СПб. КАРО, 2005.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб. Речь, 2003.

4. Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб. Лань, 1999.

5. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.

6. Практическая диагностика и психологическое консультирование / Под. ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек.Ростов-на-Дону: Фирма Ирбис, 1998.

7. Рудестам Р. Групповая психотерапия. – СПб. 1999.

8. Сакович Н. А. Методика по арт-терапии. –СПб. 2003.

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (III уровня) Тема: «Зима» Цель: совершенствовать навык пересказывания теста «В зимнем парке» Образовательный результат: • используют номинативный, предикативный.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняКонспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b] Задачи: 1.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (II — III уровня) Тема: «Весна» Цель: закреплять умение составлять рассказ - описание по теме «Весна» Образовательные результаты: • знают признаки весны;.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста План самообразования на тему: «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста» (первая младшая группа).

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
Автор публикации:
Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 17:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 апреля. День книжки-малышки на МААМ

Книги открывают детям большой и интересный мир. Путешествуя по нему, малыши не только приятно проводят время, но и учатся чему-то важному и полезному. Листая страницы хороших книжек, юные читатели...

2 апреля. Всемирный день детской книги

Детская литература существует относительно недавно, по сравнению с литературой «взрослой». У её истоков стоял человек, день рождения которого приходится на второе апреля. Это знаменитый писатель-сказочник...

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и...
Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи...
Фотоотчет ООД, проведенной в старшей группе «Пудели на арене цирка»
К нам приехал цирк. Ура! Веселитесь детвора! Вы увидите зверей, Акробатов-циркачей, Клоунов и забияк. Они встретить рады вас. В старшей группе было...
Фланелеграф — полезное приспособление для развивающих занятий и игр
Слово фланеграф знакомо многим, но не все могут представить широкие возможности данного предмета. Это очень полезное приспособление для развивающих...