Татьяна Владимировна Горбатовская
Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить. Домашние дети порой существенно уступают в развитии своих сверстников из детского сада, где с ними ежедневно занимаются специалисты. Главной же проблемой, с которой сталкиваются педагоги, начиная работать с домашними детьми – это развитие речи в соответствии с требованиями Программы ДОУ. Особенно это актуально в раннем возрасте. И первое с чего начинает воспитатель, конечно же, со знакомства с детской книгой.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но этот процесс нельзя понимать упрощённо. Купить большое количество разнообразных книг, позволить ребёнку рассматривать их, играть с ними, иногда читать их ему – не значит приобщить к чтению.
Поэтому, в 2014 году, набрав группу детей раннего возраста в количестве 18 человек, в возрасте от 1 года 3 месяцев до 2 года 8 месяцев, мы начали работать над проблемой по теме «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста», которая началась с определения социального портрета группы.
С целью изучения семьи, выяснения проблемы знакомства детей с художественной литературой, установления контакта с родителями, для согласования воспитательных воздействий на ребенка было организовано анкетирование. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических проблемах каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе наблюдений было выявлено, что дети в большинстве не могут говорить (8 чел., что соответствует 44 %, 3 ребёнка использовали в своей речи только несложные фразы (17 %). Но даже у детей с понятной речью (39 %) существовали некоторые проблемы. Это не умение рассказать об изображенном на картине, о событии из личного опыта, не знали простых стихотворений.
Далее, для решения этих проблем, разработали критерии, используемые для эффективности работы по влиянию художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста.
Полученные данные были оформлены в виде диаграммы.
Таким образом, у нас появилась возможность индивидуально - дифференцированного подхода, как к детям, так и к их родителям.
Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала сразу с поступления детей в детский сад в сентябре 2014. Это было знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. Сначала решалась задача создать эмоционально положительную атмосферу в группе, т. к. у малышей проходил адаптационный период, затем решались такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках, при показе и назывании разных предметов. При этом развивала у детей слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняла артикуляцию, воспитывала умение четко, правильно произносить слова, фразы. Конечно, за короткий период времени адаптации ребёнка невозможно выполнить все поставленные задачи. Поэтому данная работа ведётся на протяжении всего учебного года.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, привлекала их к подражанию крику птиц, животных.
Так как на начало года в группе было много не говорящих детей, то знакомство с книгой проходило индивидуально и подгруппами по 2-6 человек. Для себя поставила правило "чтобы чтение и рассказывание было обучающим необходимо, чтобы дети видели моё лицо, а не только слушали мой голос". Ведь научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. А чтобы чтение прошло наиболее эффективно, чтобы дети хотели услышать произведение ещё и ещё раз, я старалась прочитать сказку или стихотворение как настоящий актер, т. е. голосом передать характер героя, его настроение или моё отношение к происходящему действию. И отклик от детей не заставил себя ждать. Уже через некоторое время «неговорящие» дети начали звукоподражать голосам животных, а остальные ребята сами просили рассказать им любимую сказку или стишок. Осенью это были: русская народная сказка "Колобок", "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака, песенка "Жили у бабуси". Эти произведения художественной литературы оказали своё влияние не только на речь детей, ведь они начали уже повторять за мной отдельные фразы и называть героев, а учили слушать взрослых, быть послушными и разумными. Ведь Колобок не спросил разрешения у дедушки и бабушки погулять и его съела лиса, а мышонок капризничал, и его съела кошка.
Чтобы развивать речь детей организовывалось не только чтение и рассматривание детской литературы. Был оснащён книжный уголок, к которому имеется свободный доступ ребят. Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно-пространственной среды в группе. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Меняю книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо детям. Все книжки с большими яркими, очень красивыми иллюстрациями и рассматривая их, дети ещё лучше понимают характер лисы, петуха, волка или медведя. Что можно использовать и в других моментах воспитания. Например, дети плохо открывали рот во время приёма пищи, поэтому случалось или прихлёбывание или проливание супа. Чтобы этого не случалось, я периодически напоминала, что лиса чтобы съесть колобка открыла широко рот, если бы её рот был открыт самую чуточку, то колобок смог бы от неё убежать. Так давайте покажем, как лиса открыла рот, чтобы съесть колобка. Этот небольшой нюанс помог детям красиво принимать пищу.
Уголок книги у нас уютный, привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Также в нём имеются книжки – игрушки.
С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видим, руками определяем форму, материал, носом чувствуем запах, ушами - слышим звуки, речь. И уже на основе этого выстраиваем общение с ребенком. Это формирует умение воспроизводить представление об объекте. Например, показывая карточку с изображением дедушки или бабушки, дети рассказывают, что дедушка старенький, с усами и бородой, бабушка в платочке, а солнышко доброе и ласковое и т. д.
Также имеется уголок театрализации. Он необходим для того, чтобы ребёнок пропустил через себя, прожил, прочувствовал сказочную ситуацию или случай, описанный в стихотворении. Для интеграции работы по театрализации с художественной литературой и развитию речи был составлен план по театрализованной деятельности. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой давала детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”, стихотворения “На санках” О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова. А уже к концу зимы дети, с удовольствием одевая маску превращаются в любимого героя сказки, повторяя при этом его походку или повадки, или одевая куклу-перчатку составляют короткий диалог между героями, повторяя слова из сказки или придумывая что-то своё. Что является не характерным для детей 2,5 лет!
Также мои малыши очень любят строить из больших модулей теремок и играть в него. Все это привело к тому, что дети пытаются высказать свои мысли, строить простейшие диалоги, повторять фрагменты любимых произведений. В это время к ставшим ранее любимыми произведениями добавились "Телефон" К. Чуковского, русская народная сказка "Маша и медведь", "Терем - теремок" В. Сутеева. Конечно, чтобы добиться стабильных результатов работа должна быть систематической и постоянной, и главный пример в этом - воспитатель!
Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, несколькими вводными словами пробуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами.
При несложном тексте и простых картинках я читаю текст, сопровождая чтение показом картинок или веду рассказ своими словами. В следующий раз побуждаю детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Сначала побуждаю ребенка повторять за мной слова и фразы - затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее - просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае я сама веду рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное. Помогаю малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. А о содержании книг можно говорить и в их отсутствие - это развивает память, заставляет ребенка размышлять. Я это делаю во время прогулки, или утром, когда ребенок только пришёл и надо отвлечь его от горестного расставания с мамой, а вечером рассматриваем папку с иллюстрациями по знакомым стихотворениям. Текст стихотворений специально не написан, задача ребёнка, глядя на картинку вспомнить стихотворение. Всё это очень нравится детям и поэтому, активно пополняется багаж любимых книг. В настоящее время это: В. Сутеев «Кто сказал «мяу», русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Вообще художественное слово неотъемлемая часть моей работы. Я часто использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. В различные режимные моменты используются потешки, песенки, колыбельные, стишки. Например, при воспитании КГН: "водичка-водичка", "расти косонька", при одевании: "Светит солнышко в окошко", "Где мой пальчик?" Н. Саконской, «Наша Маша маленька.», на прогулке: «Огуречик, огуречик.», «Солнышко, вёдрышко.», «Холодно» О. Высотской. Но при всей огромной роли педагога нельзя забывать и о влиянии семьи на ребёнка. Поэтому я веду тесную работу с родителями по обучению их работы с детской книгой для устойчивого развития связной речи их детей - детей третьего года жизни и взаимодействию ДОУ и семьи по данной проблеме. С этой целью организовывались индивидуальные беседы, консультации, составление папок-раскладок, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему, дни открытых дверей, посещение воспитанников на дому, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, дни добрых дел, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно-развивающей среды, беседы с родителями, мастер-классы для родителей с целью развития у детей творческих способностей (словотворчество, художественные и театральные умения).
Подводя итог всему вышесказанному можно определить, что основными методами и приемами в моей работе являются словесные; практические, наглядные.
• Чтение по книге или наизусть;
• Рассказывание;
• Инсценирование (Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением);
• Заучивание наизусть;
• Игры – драматизации;
• Дидактические игры;
• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании);
• Театрализованная деятельность;
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Заключение.
На сегодняшний день можно сказать, что в I «Б» младшей группе «Жемчужинки» сложилась определенная система в работе с детьми. Использование разнообразных форм работы (рассматривание иллюстраций, картин, звукоподражание, работа с мнемоквадратами, договаривание слов и фраз за воспитателем, заучивание стихотворений, чтение книг, театрализованная деятельность, работа с родителями) дало определенные результаты: дети называют домашних и диких животных, знают овощи и фрукты, могут составить простой описательный рассказ, поделиться информацией как со взрослыми так и друг с другом, в речи появились вопросы по отношению к взрослым, а также «читают» сказки К. И. Чуковского по памяти.)
Опыт работы с родителями показал:
Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, выражают восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка, реализуют рекомендации данные педагогом. 80% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в мероприятиях организуемых в группе.
Итак, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:
1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.
2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.
3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Необходимо отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный запас, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.