Приложение МААМ

Влияние мотивации на развитие познавательной деятельности детей

Елена Александровна Папушина
Влияние мотивации на развитие познавательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: психолог Папушина Е. А.

Познавательная, учебная деятельность занимает практически все годы становления личности ребенка, начиная с самого его рождения. Получение образования является непременным требованием общества к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Традиционно под мотивом познавательной деятельности в дошкольном возрасте, учебной деятельности обучающегося понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

Публикация «Влияние мотивации на развитие познавательной деятельности детей» размещена в разделах

Одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности — на эффективность деятельности. С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно ("3десь и сейчас", то говорят об упорстве, если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.

Учебно-познавательные и другие широкие социальные мотивы (необходимость получить образование, долг, ответственность) в подавляющем большинстве не занимают ведущего места на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, как бы не старались родители. Закономерным итогом становится отчетливое снижение учебной мотивации. Часто родителям приходится "стимулировать" интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами "кнута и пряника". В результате у детей окончательно формируется представление об учебе как о чем-то нудном. При этом деятельность без мотива не осуществляется, либо оказывается неустойчивой. От того, как чувствует себя ребенок в определённой ситуации, зависит объём усилий, прилагаемых им на занятиях и уроках. В связи с этим, необходимо, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к умственному труду.

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с дошкольниками и младшими школьниками, когда игровая мотивация (которая часто превалирует на занятиях) без особых затруднений перерастает в учебную.

Познавательная составляющая нацелена на формирование учебной деятельности, характеризующейся умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Возникает вопрос: "Какие же приемы можно использовать для реализации этой задачи?" Целесообразно использовать следующее:

1) вовлечение детей в коллективную деятельность, посредством организации групповой работы, игровые и соревновательные формы, взаимопроверки, коллективного поиска решения проблемы, приёма "метод проб и ошибок", оказания взаимопомощи;

2) необычная форма подачи обучающего материала;

3) создание проблемной ситуации, посредством анализа, сравнения объектов, организации обучения от самих детей, создания ситуации дефицита знаний, установления противоречий;

4) взаимодействие на занятиях посредством совместного решения проблемы и разрешения противоречий, эвристической беседы, познавательной дискуссии, выделения существенных признаков предметов, классификации, обобщения, моделирования;

5) привлечение детей к оценочной деятельности, посредством организации рефлексии, использования рефлексивных линеек, отзыва детей об ответе других, оценки достижений;

6) активизация деятельности, посредством оценки, словесного поощрения, выставки лучших работ, усложнения заданий.

Все эти приемы применимы и при работе с малышами, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Какие же факторы могут влиять на мотивацию познавательной, учебной деятельности? Велика роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания; соревнование как стимулирующий фактор; присутствие других людей, психологический климат в коллективе, влияние общественного внимания (моральных стимулов, привлекательность объекта потребности, которая часто связана с таинственностью объекта или с запретом его использования (запрет часто имеет обратный эффект). Привлекательность содержания деятельности, связанная с неизвестностью, загадочностью конечного результата, трудностью решаемой задачи, которая "бросает вызов" самолюбию человека. Каждый ребенок имеет свою "кнопку мотивации", запускающую познавательную деятельность.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мотивации на развитие познавательной деятельности детей
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 22:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мотивации на развитие познавательной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Папушина (УИ 1218687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД