Получи документы

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей

Лариса Суслова
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей

Доклад музыкального руководителя

Сусловой Ларисы Михайловны

(МАДОУ «Детский сад №296 г. Перми»)

(педагогический совет по теме «Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ»)

По данным всемирной организации здравоохранения сейчас наблюдается большой рост психологических заболеваний, это не случайно, ведь мы отражаем всё то, что происходит в современном мире. Безусловно, всё это сказывается и на детях. ВОЗ призывает сегодня заботиться о психологическом здоровье не меньше, чем о физическом.

Публикация «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей» размещена в разделах

В настоящее время мы, педагоги ДОУ, стали замечать повышенную агрессивность, конфликтность детей, и, к сожалению, гиперактивность становится сегодня «нормой». Как следствие мы наблюдаем повышенный травматизм детей. Поэтому одной из наших основных задач является коррекция данной ситуации. В свою очередь, я как музыкальный руководитель, зачастую обращаюсь к воздействию классической и любой другой «положительной музыки»(добрые детские песни, музыка для релаксации, музыка со звуками природы).

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Это объясняется тем, что наша нервная система излучает определённые биоритмы, которые нарушаются при стрессе, что ведёт к заболеванию, а музыка помогает нам восстановиться, благодаря воздействию на нас определённых вибраций и ритмов.

(Задать вопрос воспитателям : «Как вы думаете, какие результаты может приносить ежедневное прослушивание хорошей музыки?»)

Музыкально- оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление в воспитании дошкольников. Результатами её являются:

-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

- Поддержание и сохранение психологического здоровья.

-Организация благополучного психологического климата в группе.

Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов Маргариты Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека- звучание ударных инструментов даёт ощущение устойчивости, уверенности в будущем, помогают физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём, медные духовые мгновенно пробуждают человека от сна.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно, гитара и скрипки, способствуют развитию чувства сострадания.

Вокальная музыка воздействует на весь организм, особенно, на горло, сердечно-сосудистую, нервную системы, известно, что пением лечат заикание.

Также музыка непосредственно влияет на дыхание (быстрая ритмичная музыка ускоряет дыхание, спокойная- наоборот) и температуру тела (громкая с сильными ритмами способна повысить температуру и даже согреть в холод).

В качестве пожелания хотелось бы посоветовать избегать слушания детьми органной музыки, так как орган- это музыкальный инструмент, который излучает вредные для здоровья инфра звуки, в отличие от полезных- ультра звуков, такие звуки действуют несколько угнетающе на нервную систему, особенно, детскую.

Интересной представляется методика Ольги Арсеневской:

В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.

Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома,поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад!И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!».Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.

В своём докладе ещё хотелось бы рассказать о теме музыкально-валеологического воспитания в ДОУ. На своих музыкальных занятиях всегда использую элементы валеологической работы, например, игровой массаж (массаж ушных раковин- для активизации внимания, хлопки по ногам, быстрое растирание ладоней-для того, чтобы взбодрить детей, массаж бровей, лёгкий самомассаж шеи-для снятия напряжения. Занятие начинаю с весёлых, жизнеутверждающих распевок и артикуляционных гимнастик("Пылесос", "Жук", "Муха", "Сильный, слабый ветер", "Мотор", гимнастика для языка).В середине занятия или в конце внедряю релаксационные «минутки тишины», к примеру под спокойную музыку ребята выполняют упражнение «звёзды».

В завершении доклада хотела отметить, что подборки музыки будут предоставляться мною в группу, с последующим обновлением их 1-2 раза в месяц.

В планах также «подключить» к этому направлению психолога с целью мониторинга психологического климата в группах,как до, так и после внедрения в работу данного направления. Результат предлагаю оценить по окончанию учебного года.

Примерный список музыки

Музыка для встречи детей:

А. Лядов «Музыкальная табакерка».

Песни группы «Барбарики».

Музыка для засыпания:

П. Чайковский «Танец феи Драже».

Ф. Шуберт «Аве Мария».

Музыка для пробуждения:

Э. Григ «Утро».

Н. Римский –Корсаков «Полёт шмеля».

Публикации по теме:

Инструментально-хореографическая композиция «Веселый переполох» Видео представляем вашему вниманию инструментально-хореографическую постановку "Веселый переполох". это совместная работа музыкального руководителя.

Научно-методическая деятельность музыкального руководителя Уважаемые коллеги! Работа музыкального руководителя, желание повысить свою квалификационную категорию, подразумевает активное участие педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние детей
Опубликовано: 31 марта 2015 в 08:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД