Лучший педагог года

Влияние наказания на формирование личности ребенка

Татьяна Плотникова
Влияние наказания на формирование личности ребенка

В большинстве случаев наказание – не эффективный метод воспитания. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор или обвинение, а также весь спектр взглядов и жестов, ясно говорящих: "Безнадега!" или "Тупица!". Наказание применительно к контролю за детским поведением дает только негативную информацию : "Не делай так!". Оно не говорит: "Поступай вот так, а не как ты". Наказанный ребенок часто остается в замешательстве – чего же от него хотели взрослые? Из-за неясности положительным результатом, в лучшем случае, станет подавление наказуемым поведением, но вряд ли возникнут новые типы поведения.

Публикация «Влияние наказания на формирование личности ребенка» размещена в разделах

Еще один недостаток наказания в том, что оно возбуждает чувства, которые ребенок тяжело переносит : чувства беспокойства, унижения, замешательства или мстительности. Характер чувств, их интенсивность, зависят от личности наказуемого. Ни одно из этих чувств не сопровождается усилиями наказуемого вести себя по другому. Однако наказание не создает, не формирует мотив хорошего поведения. Если его часто наказывают, то через какое-то время ребенок уже внутренне враждебен к родителям. Взрослые должны помнить о вреде частых наказаний, т. к. ребенок перестает на них реагировать, привыкая к ним как к обычным явлениям. Частые окрики, замечания усиливают негативизм ребенка. От постоянных одергиваний тихие, робкие дети становятся замкнутыми, а легко возбудимые начинают проявлять агрессивность.

Постоянные упреки вызывают отрицательные эмоции и приводят к конфликту. "Чем больше упреков, тем больше враждебности", утверждают зарубежные ученые психологи К. Н. Паркинсон, М. К. Растомджи, С. Таври (К. Н Паркинсон, М. К. Растомджи, С Паври. "Дети. Как их воспитывать" – СПб., 1992г. – стр. 19).

Частое недовольство ребенка взрослыми делает его нервным и закрепляет в поведении роль "плохого ребенка", в результате чего формируется заниженная самооценка.

Применение в адрес ребенка насмешек вызывает у него сначала раздражение, а потом чувство мести. Сарказм разрушает чувство собственного достоинства ребенка, а также доброжелательные взаимоотношения со взрослыми.

Объявление ребенку бойкота может вызвать чувство отвергнутого, одиночества, незащищенности.

Частые угрозы взрослых о возможности наказания или применение физического наказания могут вызвать у ребенка страх наказания, следствием чего может явиться формирование отрицательной черты характера – трусости. Ребенок, который находится под страхом наказания за совершенную ошибку, чаще всего ее и совершает. Угрозы типа: "Посмей только еще раз не послушаться" или "Посмей только еще получить двойку" лишь запугивают ребенка и мешают ему достичь положительного результата.

Физические наказания, порка лишь ожесточают детей, вызывают стремление к неповиновению (стремление сделать все наоборот). Реакция на физические наказания у разных детей разная. Педагоги считают, что у одних физическое наказание вызывает чувство обиды на родителей, у других – слабых, забитых детей – развивает трусость, безответственность, у третьих – сильных – дерзость и жестокость.

Усиление, а порой ожесточение мер наказания может привести к травмированию нервной системы. Тормозящие процессы зависят от возраста, поэтому чем меньше ребенок, тем он слабее. Если ребенку все время кричат "нельзя!", "перестань!", то это может привести к перегрузке нервной системы ребенка. Ребенок должен иметь право на активную радостную жизнь, в том числе и на шалости. В отношении телесных наказаний педагоги, психологи, ученые всего мира единогласны во мнении – это акт насилия над ребенком, который может губительно сказаться на его развитии. Применяя физическое наказание, родители, не рассчитав свою силу, могут нанести большой вред здоровью ребенка. Последствием телесных наказаний может быть отождествление ребенком себя агрессором : в сознании закрепляется представление, что быть карающим и агрессивным правильно. Это метод, по мнению американских ученых психологов К. Норткинсон, М. К. Растомджи, как бы учит ребенка "Если сердит – бей, не рассуждая".

Как уже отмечалось, частые наказания приводят к негативным последствиям, особенно отрицательно это влияет на чувствительных и эмоциональных детей. Если ребенок чувствителен, эмоционален (а это большинство детей) родители сами того не желая, приводят их к нервозности, которая при осложнении может привести к страхам, энурезу, энкопрезу, тикам, заиканию, синдрому психомоторной нестабильности, которые в свою очередь приводят к патологическим привычкам, нарушению сна, плачу, упрямству и т. д. Все эти случаи по утверждению А. И. Захарова характеризуют страх наказания. Причинами его может быть:

-воспитание в ребенке неуверенности в себе;

-нежелание видеть болезненного состояния души;

-необщительный характер взрослого;

-постоянное отсутствие родителей и их занятость;

-постоянность и разноликость угроз наказания за непослушание и т. д.

Чаще всего родители требуют слишком много от детей, не учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Дети начинают бояться своих родителей, сделать что-то не то или сказать что-либо не так, т. е. у них появляется боязнь.

Быть другим – значит потерять остатки своего "я", слепо следовать не всегда объективным, односторонне понимаемым требованиям родителей, навязывающих свой, нередко измененный образ идеального ребенка, не имеющего своего голоса и права по-детски выражать не запланированные родителями эмоции. К тому же требования родителей часто противоречивы и взаимоисключаемы, и сам ребенок может представлять объект для выражения их негативных и конъюнктурно - ревнивых чувств. В ряде случаев ребенок настолько боится быть другим, что не может изменить свое поведение там, где это необходимо. Испытывая труднопереносимое чувство одиночества, ребенок с еще большей силой пытается добиться понимания и утвердить себя в семье, становясь временами излишне настойчивым, назойливым (навязчивым) или, как говорят родители, настырным в своих требованиях и желаниях.

А. И. Захаров отмечает, что частые наказания приводят к негативным последствиям, особенно отрицательно это влияет на чувствительных и эмоциональных детей. Если ребенок чувствителен, эмоционален (а это большинство детей) родители сами того не желая, приводят их к нервозности, которая при осложнении может привести к страхам, энурезу, энкопрезу, тикам, заиканию, синдрому психомоторной нестабильности, которые в свою очередь приводят к патологическим привычкам, нарушению сна, плачу, упрямству и т. д.

Все это характеризует последствия страха наказания. Причинами его может быть воспитание в ребенке неуверенности в себе; нежелание видеть болезненного состояния души; необщительный характер взрослого; постоянное отсутствие родителей и их занятость; постоянность и разноликость угроз наказания за непослушание и т. д

Для полноценного психического развития детям необходимо:

-своевременная эмоциональная поддержка и понимание взрослыми своеобразия формирования их характера, признание в семье или среди сверстников;

-непосредственность в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все лишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор);

-жизненный тонус, бодрость, душевный подъем, воодушевление;

-уверенность в себе и решительность в действиях и поступках;

-способность легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне;

-гибкость и непринужденность в отношениях, умение принимать и играть роли.

Угрозы взрослых наказанием не проходят бесследно для детей, т. к. они не всегда осознают, что часто мы пугаем их только словами. Они верят угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будет мешать ему жить и работать, которые сделаю его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах.

Анализ исследований показал, что наказание – неэффективный метод воспитания, который приводит к ухудшению и сбоям психического здоровья детей. Проанализировав применение наказания и его влияния на психическое здоровье детей можно сделать ряд выводов:

-наказания порождают страх, порой патологический;

-наказание может способствовать появлению таких отрицательных качеств личности, как ложь, агрессивность, враждебность, мстительность;

-наказание нарушает доверительные отношения ребенка и взрослого, способствует тем самым к формированию психологической дистанции;

-наказание приводит ребенка к инфантильности;

-влияет отрицательно на формирование самосознания и самооценки ребенка.

Публикации по теме:

Для родителей «Наказывая, подумай! Зачем?! Семь правил о наказании» Наказывая, подумай? Зачем! Семь правил о наказании: 1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание.

Выставка «Стульчик доброты» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние наказания на формирование личности ребенка
Опубликовано: 11 марта 2015 в 17:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД