Папки-передвижки

Эссе «Влияние основополагающих идей К. Д. Ушинского на современного педагога сквозь призму науки»

Галина Емшанова
Эссе «Влияние основополагающих идей К. Д. Ушинского на современного педагога сквозь призму науки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Основной целью воспитания человека, может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека».

«Язык не только выражает собою жизненность народа, но и есть именно эта самая жизнь». К. Д. Ушинский.

К. Д. Ушинский является поистине величайшим и крупнейшим представителем науки педагогики 19 в., который внес свой особый смысловой вклад в становление и развитие русской педагогики в целом. Составив цельную педагогическую систему, им были заложены ее научные основы. Еще современники Константина Дмитриевича Ушинского отмечали, что «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого они тогда называли отцом этой науки.

Публикация «Эссе „Влияние основополагающих идей К, Д, Ушинского на современного педагога сквозь призму науки“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский – поистине, величайший педагог своего времени и нам, современникам гордо сознавать, что в наследство остались его титанические труды по воспитанию подрастающего поколения.

К. Д. Ушинский, пожалуй, единственный человек, который определил более чем на сто лет вперед современные представления к обучению и воспитанию, равно как и развивающей педагогики в целом.

Как писал в свое время К. Д. Ушинский «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться. Мы, взрослые, и воспитатели, и родители, очень часто загружаем детские головы всякой, ни к чему не нужный «хлам», с которым потом, подрастая, человек не знает, что делать? Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших книгах, газетах и учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека: надо выбросить все, что держится только по рутине и потом учится для того, чтобы быть впоследствии по забытым?

Нам отрадно сейчас сознавать, что развитие ребенка для К. Д. Ушинского выступало чувство любви к своей родине и патриотизма, причем, в первую очередь!

Еще в прошлом веке, наше образование переживало большие реформы, основным средством модернизации которого являлось внедрение огромного количества инноваций, которые заимствовались из чужих стран.

Ушинский предупреждал, что «в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу». Когда безоглядно заимствуются чужие идеи, писал он, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не живое, оживляющее содержание». По мнению К. Д. Ушинского «В основе обучения русских детей должен быть положен русский язык, так как он является родным языком»! Однозначно, такая политика образования все дальше и дальше отдаляет людей от подлинного русского образования, делая наших детей менее образованными, чем были раньше в 19-20-х веках.

Отрадно, что мы- педагоги, должны знакомить детей с русской историей, с ее самобытностью, с географией, с её величайшей и богатой природой. Это воспитание должно развивать у дошкольников чувство национальной гордости, долга перед родиной, когда надо ставить общие интересы выше личных.

Такие свои теоретические доводы и примеры практических упражнений великий педагог написал в своих учебниках «Детский мир» и «Родной язык». Развитие русского языка для него выполняло цель и результат деятельности. Он предлагал обучать детей еще в раннем возрасте, но не сидя за столом, а только в игровой форме, чтобы давать ребенку возможность показать себя, свои способности. Мы же знаем, что только в самостоятельной деятельности воспитанника педагог заметит сильные или слабые стороны ребенка и направит их в нужное русло.

Ушинский К. Д. утверждал, что такое самостоятельное мышление может возникнуть только на твердой основе, когда самостоятельно приобретаются твердые знания о предметах и явлениях, о том, что окружает ребенка, с чем и кем он контактирует, взаимодействует. В связи с этим, именно наглядность является тем необходимым условием, чтобы ребенок самостоятельно понимал, т. е. чтобы развивалось его мышление. Ушинский показал, что существует тесная связь между наглядностью обучения и развитием речи, а вместе с тем и мышление воспитанника. В своих трудах великий новатор посоветовал педагогам развивать способность наблюдать всевозможные предметы, а также и явления с помощью простых упражнений. Детям необходимо предоставлять более полные, правдивые, яркие образы, чтобы они постепенно становились частью их дальнейшего мыслительного процесса.

К. Д. Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам, тем самым побуждая детей развивать свою речь, обогащать и формировать активный словарь. Педагог отмечал большую важность народных сказок, прибауток, потешек, пословиц и поговорок в воспитании и образовании родной речи! К. Д. Ушинский считал, что народное творчество имеет первостепенное значение; для самого младшего возраста такие речевые формы очень просты по содержанию, но тем самым с самого раннего возраста они помогают воспитанникам увидеть красоту, чуткость, мудрость родного языка. В своем труде «О народности в общественном воспитании (1857 г.)», великий педагог говорил, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту питательную силу, которых нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

В своей статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864, К. Д. Ушинский указывал на то, что надо придерживаться необходимых здесь методических рекомендаций, которые в свою очередь имеют три значимые задачи: это

- развить речь у ребенка

- учить осознанно владеть родным языком

- уметь понимать грамматику языка.

К. Д. Ушинский считал, что эти три задачи должны выполняться одновременно!

Как и современное обучение сейчас, для развития речи, Ушинский предлагает в первую очередь изучать устные произведения, затем письменные, которые постепенно становятся сложнее. Это метод Константин Дмитриевич изложил в учебных книгах «Родное слово», где дети сначала изучают «Букварь», в котором главное внимание дается русскому языку, где воспитанники расширяют представления об окружающем мире. Вторая книга «Детский мир» рассчитана на третий и четвертый классы, в основе обучения предлагается география и естествознание. Два этих учебника являются совершенством педагогической методики.

Описания К. Д. Ушинским взаимосвязи подготовительного обучения и методического воспитания детей, характера и особенностей дошкольного подготовительного учения внесли ценный вклад в русскую педагогику, потому, что они помогли точнее определить методику и содержание воспитательной деятельности детского сада, ведь он является подготовительным этапом к школьному обучению. Отрадно заметить, что так устанавливаются прочные линии связи в преемственности между работой дошкольного учреждения и начальными классами в школе; так определяется творческий подход в работе педагогов обучающих детей.

Хочется также подчеркнуть значимость и роль своевременного обучения детей труду. Великий реформатор подчеркивал, что «человек рожден для труда» и что именно он и «составляет его земное счастье; труд- лучший хранитель человеческой нравственности и труд должен быть воспитателем».

Поэтому, так важно на первых порах воспитания, не забывать об этом, в первую очередь родителям и никогда не делать за ребенка то, что он может сделать сам!

Нам, современникам, необходимо постоянно обращаться к творчеству К. Д. Ушинского ведь он педагог не прошлого, а настоящего и даже будущего, который говорил, что надо «понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания».

В заключении, хочется привести высказывание великого педагога, которое как бы красной линий проходит от воспитанника до личности воспитателя: «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Список литературы:

1. История педагогики. Москва: Просвещение, 1961 г.

2. Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность. Автор: Гуськова Е. А. Общие вопросы народного образования и педагогики. №1 (6) февраль, 2016 г.

Публикации по теме:

Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс»Фоторепортаж ко Дню науки из Артека о втором Всероссийском фестивале науки «АртСайнс» Ежегодно 8 февраля российские учёные отмечает свой профессиональный праздник - День науки! Сейчас в «Артеке» проходит второй Всероссийский.

День российской науки в детском саду. НОД «В мире науки» в рамках проекта «Петр I»День российской науки в детском саду. НОД «В мире науки» в рамках проекта «Петр I» Изучаем. Цикл великие люди. Тема проекта " Петр I". Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник.

Фотоотчет о космической неделе «Сквозь космическое пространство» в средней группеФотоотчет о космической неделе «Сквозь космическое пространство» в средней группе 12 апреля 1961г. самый первый космонавт Земли Юрий Гагарин полетел в космос. Его первый полёт в космос был самым трудным и опасным. Но.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Военный самолет летит сквозь тучи»Конспект занятия по рисованию в средней группе «Военный самолет летит сквозь тучи» Цели занятия: учить детей создавать изображение военного самолета, используя знакомые приёмы рисования овала и добавления.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «И ель сквозь иней зеленеет»Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «И ель сквозь иней зеленеет» Цели занятия: формировать умение рисовать дерево – ель, прямой ствол, наклонные ветки; совершенствовать технические приёмы рисования красками.

Всероссийская акция «Читаем вместе», приуроченная к «Году педагога и наставника» и 200-летию со дня рождения К. Д. УшинскогоВсероссийская акция «Читаем вместе», приуроченная к «Году педагога и наставника» и 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского 1 марта 2023 года детский сад встречал школьников МОУ СОШ с. Комсомольское c акцией посвященной 200-летию со дня рождения русского педагога,.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Эссе «Миссия педагога. Взгляд изнутри» Жара… Нещадное августовское солнце испепелило землю. Пыль серым велюром покрыла поверхность, придавая монотонность ландшафту уходящего лета.

Эссе педагога «Мой путь длиною в жизнь» Основные направления моей профессиональной деятельности сформировались ещё в детстве. Одной из любимых игр была игра "В школу", и я тогда.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Влияние основополагающих идей К. Д. Ушинского на современного педагога сквозь призму науки»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 21:34
+169Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Влияние основополагающих идей К. Д. Ушинского на современного педагога сквозь призму науки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Емшанова (УИ 264986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД