МААМ-картинки

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Юлия Званцева
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем, дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления. Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально -–положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника» размещена в разделах

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботиться о природе», «Природа и творчество человека». Часть работы по формированию у дошкольника нравственного отношения к природе должна взять на себя семья.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом решать задачи, не продумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту.

Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней. Поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : добросердечности, гуманизма, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки, рвут понравившиеся цветы и тут же их бросают, мучают-«ласкают» котенка и так далее. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении улетают, что его боятся,- и вот тут-то первопричина зла. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную позицию ребенка. У дошкольников недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит, увиденного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к природе, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку».

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» и ей подобных. Хорошо, если родители фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий.

Необходимо подводить детей к обобщению накопленных представлений о животных, растениях, к образованию элементарных понятий, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой и неживой природе от солнечного тепла и света. Развивать у детей наблюдательность, способность искать и обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений и делать выводы (растение засохло потому, что жарко и не хватает влаги). Взрослые должны воспитывать в детях нетерпимость к порче растений и уничтожению животных. Каждый ребенок должен знать, что растения живые, как и люди и животные. Они питаются, растут, дышат, а значит живут. Нужно познакомить детей с тем, как осуществляется охрана природы (запрещение самовольных вырубок деревьев, разжигание костров в сухое время года, запрещение охоты на птиц и животных весной и в начале лета, когда они выводят детенышей, подкормка зимой диких животных). Рассказать о работе заповедников, о вымирающих животных, о браконьерах, о загрязнении окружающей среды и необходимости беречь воду.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Взрослые создают условия для того, чтобы знания детей были глубокими и полными и правильно применялись ими в различной деятельности. Организуя ознакомление детей с природными явлениями, развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, стремление изображать виденное в рисунках, обогащать запас слов детей, учить связно и выразительно рассказывать, описывать – задача воспитателя и родителей. Хорошо, когда дети слышат стихи о природе, рассматривают репродукции картин, сами придумывают незатейливые песенки и стишки о природе. Чтение художественных произведений М. Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Л. Н. Толстого, Б. Житкова, должно стать регулярным. Желательно через определенное время несколько раз вернуться к прочитанному, чтобы ребенок смог понять и запомнить главное в произведении. Нужно обратить внимание ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды и явлений природы. Ребенок должен знать, что человек сам является частичкой природы и без природы существовать не сможет.

Публикации по теме:

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Влияние природы на нравственное развитие дошкольника. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное.

Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и.

Влияние театральной среды на развитие дошкольникаВлияние театральной среды на развитие дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 17:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД