Приложение МААМ

Влияние родительских установок на развитие детей

Татьяна Афанасьева
Влияние родительских установок на развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация: Влияние родительских установок на развитие детей

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях.

Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители.

Публикация «Влияние родительских установок на развитие детей» размещена в разделах

Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень, а могут быть завышенными или заниженными.

Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется интеллектуальное и психологическое состояние.

Как ребенок входит, как он здоровается (или не здоровается, как смотрит, как общается - все это говорит о его развитии.

Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатость, робость и настороженность, наоборот, тормозят.

Завышение, амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости.

Часто дети, выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются и переживают. Создается впечатление, что интуитивно они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители.

Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, а с низким – не уверен, робок, ждет и надеется на постоянную положительную оценку своей работы, поддержку, стимуляцию.

Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности.

Малыш не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентации, принятых среди взрослых людей.

Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей.

Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие. Это правильно, если говорить об интеллектуальным развитии.

А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания.

Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима : "Мама сказала. ", "Папа велел. " и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое "подвергают сомнению", ставя психологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуюсь собственными желаниями и мотивами.

Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны ("Курить вредно!" - хочу и курю).

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контр установки.

Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям.

Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ. ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ.

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь.

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!"

"Ничего не умеешь делать, неумейка!"

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!"

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психа сексуальном развитии, осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

" Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!"

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!"

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит. д. "

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверх контроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!"

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!"

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!"

"Всегда ты не вовремя подожди…"

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!"

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контра установки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Негативные установки :

Думай только о себе, не жалей никого;

Ты всегда как твой (я) папа (мама);

Дурачок ты мой!

Уж лучше б тебя вообще не было на свете!

Сколько сил мы тебе отдали, а ты…

Не твоего ума дело…

Бог тебя накажет!

Не верь никому, обманут!

Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет;

Ты всегда это делаешь хуже других…

Женщина глупее мужчины

Ты плохой! Этот список можно продолжать. Сказав это, - ИСПРАВЬТЕСЬ!

Позитивные установки :

Сколько отдашь – столько и получишь;

Какая мама умница!

Какой у нас папа молодец!

Они самые хорошие!

В тебе всё прекрасно…

Какое счастье, что ты у нас есть!

Мы любим, понимаем, надеемся на тебя;

Твоё мнение всем интересно;

Бог любит тебя!

Выбирай себе друзей сам…

Как ты относишься к людям, так и они к тебе;

Как аукнется, так и откликнется;

Каждый может ошибаться! Попробуй ещё!;

Всё зависит от человека;

Я тебя люблю любого;

Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям:

Как часто вы говорите детям. ?

Я сейчас занят (а?

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так.

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!

Нет! Я не могу!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой.

Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым.

Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.

Сам ребенок - не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.

Тест: "Какие мы родители?"

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам "отделываться" от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу"?

Ключ к тесту

За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ "иногда" и за отрицательный - 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.

И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.

А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.

И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Публикации по теме:

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое,.

Консультации для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика.

Консультация для родителей. Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимно определяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –.

Мастер-класс для родителей «Влияние родительских установок на развитие ребёнка» Цели: знакомство с понятием «принятие ребёнка», особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя; определение «языка принятия».

Доклад на общем родительском собрании «Влияние родительских установок на развитие детей» МБДОУ д/с №37 с. Запрудное. Выступила. Бунчеева Л. В. Доклад на общем родительском собрании, на тему: "Влияние родительских установок.

Влияние артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей Роль артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей. Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов:.

Влияние фольклора на развитие детей В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной.

Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста ГБОУ г. Москвы «Школа № 1272» Доклад: Тема: «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста» Составила воспитатель: Куриленко.

Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих.

Автор публикации:
Влияние родительских установок на развитие детей
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 19:11
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние родительских установок на развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Афанасьева (УИ 313922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД