Папки-передвижки

Влияние тревожности на школьную успеваемость у подростков с умственной отсталостью

Бойченко Алексанра
Влияние тревожности на школьную успеваемость у подростков с умственной отсталостью

В подростковом возрасте тревожность часто выступает симптомом неврозов, приводит к снижению самооценки, работоспособности, продуктивности деятельности и нарушениям коммуникации (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Дубровина И. В. и др.).

Следует различать термины «тревога» и «тревожность». Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (В. К. Вилюнас). З. Фрейд в своих исследованиях указывал, что состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим индивида к защитному поведению в стрессовых ситуациях. Тревожность - это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Р. С. Немов). В современных исследованиях уделяется особое внимание различению ситуативной тревожности, которая связана с конкретной ситуацией, и личностной тревожности, являющейся устойчивым свойством личности [3].

Публикация «Влияние тревожности на школьную успеваемость у подростков с умственной отсталостью» размещена в разделах

В период школьного обучения ребенку приходится переживать ряд возрастных кризов, существенно влияющих на его эмоциональную и соматическую сферы. Помимо кризиса семи лет, непосредственно связанного с началом школьного обучения и необходимостью адаптации к новым социально-педагогическим условиям, не менее болезненным периодом для ребёнка является половое созревание [4].

Существенным нарушением психической деятельности у подростков с интеллектуальной недостаточностью является низкая способность критического отношения к себе, своим действиям и ситуации в целом, неспособность понять целесообразность своих поступков и неумение предусмотреть их последствия [2].

Для них также характерна незрелость мотивационной сферы, наличие слабо выраженных и кратковременных побуждений к деятельности, ограниченность мотивов, а также низкий уровень сформированности социальных потребностей [5]. Мотивы детей с умственной отсталостью неустойчивы и находятся в сильной зависимости от той или иной ситуации, также они быстро сменяют друг друга в зависимости от сложности поставленной задачи и привлекательности для ребёнка [1].

Цель нашего исследования - выявить влияние тревожности на школьную успеваемость у подростков с умственной отсталостью.

Одной из основных задач является сравнительное экспериментальное изучение тревожности и влияние её на учебную мотивацию.

Для реализации поставленной цели и задач было проведено сравнительное исследование. В исследовании принимали участие 30 учащихся шестых классов: экспериментальную группу составили 15 подростков с умственной отсталостью, контрольную группу - 15 детей с нормальным психическим развитием. В исследовании использовались тесты: «Спилберга-Ханина», шкала учебной тревожности по А. О. Прохорову, рисуночная методика «Несуществующее животное».

В результате проведенного исследования нами не было выявлено достоверных различий уровня общей тревожности у детей с умственной отсталостью и с нормальным интеллектуальным развитием. По результатам исследования, тревожность у подростков с умственной отсталостью чаще проявляется в разнообразных ситуациях (57%, а не является частью личности. В группе подростков с нормальным развитием отмечается обратная тенденция: ситуативная тревожность - 6%, личностная - 60%. Большая часть подростков с умственной отсталостью (42%) проявляет тревогу в отношении школьных ситуаций, таких как выход к доске, контрольная работа. Однако ситуации, касающиеся оценки их репутации и престижа в классе, не вызывают у них беспокойства (13%). Дети с нормальным психическим развитием склонны воспринимать угрозу своей самооценке в широком диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности, в то время как дети с умственной отсталостью менее восприимчивы к ощущению страха и беспокойства по отношению к восприятию собственного Я. Это может объясняться тем, что подростки с умственной отсталостью не критичны к результатам своей деятельности, их самооценка является неадекватной, тогда как их сверстникам с нормальным интеллектуальным развитием в этом возрасте свойственно испытывать волнение и смущение в ситуациях обучения и общения.

Анализ полученных данных исследования уровня мотивации к обучению в школе показал, что у подростков с умственной отсталостью, имеющих сниженный средний балл по школьным предметам (<3,9, уровень тревожности низкий по всем оцениваемым показателям (ситуативная, личностная и др.). У этих учеников познавательные потребности ниже, чем у детей с более высоким средним баллом, они испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, посещают школу неохотно, ходят в нее преимущественно для общения, лучше им даются предметы ручного труда. У подростков со средним баллом (3,9< 4,5) наблюдаются умеренный и высокий уровни тревожности, эти дети чаще говорят о возникающей тревоге, когда им приходится выходить к доске или отвечать домашнее задание. У подростков с высоким средним баллом (>4,5) уровень тревожности умеренный, они уверенно чувствуют себя на уроках и в коллективе, тревога может возникнуть у них как ситуативное явление. В опросе большинство детей (46%) указали на состояния тревоги, возникающие в школьных ситуациях. В контрольной группе были получены иные результаты. Подростки-«отличники», так же как их одноклассники с низким средним баллом, имеют высокий уровень тревожности. Дети со средним баллом (3,9< 4,5) продемонстрировали умеренный и высокий уровни тревожности по разным показателям. У подростков с нормальным психическим развитием ярко выражен познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования, они стараются четко следовать указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

Таким образом, у подростков с нормальным интеллектуальным развитием определенные ситуации и объекты в окружающем мире вызывают повышенную тревогу независимо от наличия реальной угрозы; тревожность порождает либо состояние уныния, либо замешательства, может привести к дезорганизации учебной деятельности. В то время как у подростков с умственной отсталостью тревожность имеет ситуативный характер, чаще всего связанный с разными школьными ситуациями.

Литература

1. Волкова Н. В. Проблемы становления личности подростков с недоразвитием интеллекта // Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. В. Шиповой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.

2. Дыхан Л. Б. Пижугийда В. В., Бочарников Е. В. Тревожность подростков с разным уровнем здоровья // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. – № 10 (146).

3. Ермолаева М. В. Психология развития: учеб. для вузов. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007.

4. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М. : Знание, 1988.

5. Кузьмин Н. Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения её продуктивности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, - 2002.

Публикации по теме:

Применение кейс-технологии с обучающимися с умеренной умственной отсталостью Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических.

Презентация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» Для детей очень значимо формирование представлений об окружающем. Дошкольное детство наиболее благоприятный период для этого и достаточно.

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями.

Конспект НОД по ФЭМП для детей с умственной отсталостью 4–7 (8) лет «Помощь зверятам» Конспект НОД по ФЭМП для детей с умственной отсталостью 6-7(8) лет Цель: закреплять у детей количественные представления в разных видах.

Конспект НОД «Путешествие на луг» для детей с умственной отсталостью легкой степени Цель: Способствовать формированию сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями посредством.

Конспект занятия «День русской поэзии» для детей с умственной отсталостью Конспект межгруппового занятия на тему: «День русской поэзии» Цель: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения.

Консультация для педагогов «Дети с умственной отсталостью в ОУ» Умственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда.

Особенности личностных качеств детей с умственной отсталостью Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается.

Варианты дидактических игр для детей с умственной отсталостью по ознакомлению с природой Игра «Прятки» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние тревожности на школьную успеваемость у подростков с умственной отсталостью
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 14:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД