Алена Затонских
Влияние творческой деятельности на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Влияние творческой деятельности на развитие речи детей» размещена в разделах
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации, но этого недостаточно для развития творческих способностей детей, имеющими общее недоразвитие речи. Изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с нарушениями речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степенью выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию.
Мы, педагоги старшей логопедической группы «Затейники» МАДОУ «Детский сад № 10»города Стерлитамак Республики Башкортостан в своей работе широко применяем нетрадиционные техники в продуктивной деятельности детей. Наша задача — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Наши дети очень любят рисовать, лепить, конструировать из бумаги. Конструирование так же помогает ребёнку с речевой патологией. У ребёнка развивается диалогическая, монологическая, связная речь, пополняется активный и пассивный словарь. А если мы рисуем и лепим необычным способом, то это их приводит в восторг. В учебный процесс мы включаем размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинирование разных материалов, используем смешанные изобразительные техники. Всё это способствует развитию мелкой моторики рук, речи детей. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Работая с детьми мы отметили, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования и лепки в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по- новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость, удовольствие, уверенность в себе.
Из детских работ организовываются выставки, которые радуют и детей, и взрослых.
Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствуют творческой активности детей, позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
А. Затонских-воспитатель г. Стерлитамак РБ