Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

Тамара Цыпкина
Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников

«Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников»

Я выбрала данную тему исследования, т. к. мне стало интересно почему в наш век научно-технического прогресса наряду с положительными последствиями, такими как улучшение уровня жизни, массовой компьютеризацией, облегчением многих процессов как бытовых, так и многих других, труда, например, с каждым годом в наш детский сад поступает все больше болеющих, ослабленных и имеющих значительные проблемы со здоровьем детей.

После глубокого изучения данного вопроса я выяснила, что одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в отдельно взятом детском саду, нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей (согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.

Основная задача детских садов-создать условия, при которых дети развиваются. Ребенку должен быть интересен весь педагогический процесс, что способствует полноценному проживанию дошкольного возраста, развитию и в последствии ребенок мотивированным переходит на следующую ступень образования.

В современной научно-методической литературе мы можем найти немало рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Однако не во всех детских садах имеются условия для правильной организации этой работы, не все педагоги имеют достаточную подготовку в области формирования у дошкольников навыков основных движений.

Основываясь на анализе научно-методической литературы, мы формируем следующие противоречия:

-между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к здоровью ребенка и слабостью здоровья современного дошкольника;

-между необходимостью воспитания физически подготовленного ребенка и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в ДОУ.

В связи с этим, возникает проблема в условиях организации утренней гимнастики, которая должна способствовать формированию навыков ходьбы и бега.

Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин.

Согласно Федеральным Государственным Требованиям, одна из задач образовательной области «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Овладение изучалось многими исследователями. Наиболее полная характеристика формирования навыков основных движений была дана

А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой «Основные движения» — это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Формировать навыки основных движений следует начинать уже с младшего дошкольного возраста. Одним из средств формирования навыков основных движений в дошкольном возрасте является утренняя гимнастика. Так как в нашей работе в роли испытуемых выступает младший дошкольный возраст, то приоритетом утренней гимнастики будет наличие сюжета.

Цель исследования: изучение влияния утренней гимнастики на закрепление навыков ходьбы и бега у младших дошкольников и разработки серии комплексов утренней гимнастики сюжетного характера.

Объект исследования: процесс закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетная утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения указанной цели в исследовательской работе, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной теме с целью определений понятий «гимнастика», «ходьба», «бег», и выявления основных методов обучения навыкам ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста.

2. Диагностировать исходный уровень развития навыков ходьбы и бега младших дошкольников.

3. Разработать комплексы сюжетной утренней гимнастики для закрепления навыков ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста и апробировать их в младшей группе.

4. Определить эффективность влияния утренней гимнастики на закрепление ходьбы и бега у младших дошкольников

Гипотезу можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.

Наша работа состоит 2 частей.

В первой части на основе анализа работ ученых приводится характеристика основных движений, изучается роль утренней гимнастики, как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, проводится анализ условий для закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.

Более подробно с данным материалом можно будет ознакомится на страницах 5-10 диплома.

Вторая часть посвящена опытно экспериментальной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Для проверки, выдвинутой нами гипотезы был проведён сравнительный педагогический эксперимент, который проходил на ГБДОУ №-114 Центрального района города Санкт-Петербурга и включал в себя три этапа.

На первом – констатирующем этапе нам нужно было определить уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.

Из всего многообразия тестовых заданий мы выбрали методику диагностики Ноткиной Н. А.

Ходьба всей группы с изменением направления.

Методика диагностики: наблюдение во время утренней гимнастики или физкультурного занятия.

1 уровень- уверенное выполнение заданий без ошибок

2 уровень- уверенное выполнение заданий, но с ошибками

3 уровень- не выполняет задание

Бег на 10 метров

Методика диагностики: отсчет времени бега начинается после пробегания ребенком двух трех метров до линии старта.

1. уровень - М менее 2,4 сек. Д менее 2,6 сек

2. уровень – М 3,3-2,3 сек Д 3,4 -2,6 сек

3. уровень – М более 3,4 сек. Д более 3,5 сек

Для проведения экспериментальной работы мы выбрали группу детей. Критериями выбора детей являлись:

- отсутствие хронических заболеваний;

- хорошая адаптация к дошкольному учреждению;

- физическое развитие в соответствии с возрастом

Таким образом, проведенная в октябре диагностика показала не высокий уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников. Поэтому с детьми необходимо проводить дальнейшую работу по развитию различных видов ходьбы и бега через организацию проведения сюжетных утренних гимнастик.

На основе полученных результатов мы спланировали работу формирующего этапа эксперимента.

В начале мы проанализировали содержание отобранного материала, скомпоновали, сочинили такие сюжеты, чтобы вызвать у детей интерес к происходящему. Тематика была выбрана с учетом кругозора детей 4 года жизни. Совместно с родителями проводили вечера загадок, сказок, создавали игровые ситуации, мобилизировали личный опыт детей, совместно рассматривали иллюстрации к сказкам и мультфильмам. В результате проделанной работы мы составили план работы начиная хорошо известных детям несложных сказок как по замыслу, так и по тексту.

Постепенно мы вводили новые, способствующие развитию различных видов ходьбы и бега, до этого неизвестные сюжеты утренних гимнастик. В процессе проведения которых дети не только формировали навыки ходьбы и бега, а также приобщались к фольклору, сказкам, узнавали много нового о погодных явлениях, профессиях, временах года

Таким образом, подобранные для эксперимента комплексы сюжетных утренних гимнастик давали детям возможность сформировать навыки ходьбы и бега в игровой, сюжетной форме

По истечению шести месяцев мы провели повторные тесты по Н. А. Ноткиной. Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы видим, что уровень развития навыков бега у детей младшего дошкольного возраста существенно повысился при использовании сюжетной утренней гимнастики.

Результаты показали положительную динамику в формировании навыков ходьбы и бега у детей младшего возраста, что подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.

Наша работа с детьми на этом не закончена, т. к. формирование двигательного навыка длительный процесс. Родители, наблюдая положительную динамику в развитии детей стали больше доверять воспитателю, дети с радостью и улыбками идут в сад, предвкушая новые игры и развлечения. Я получила огромное удовольствие от работы и возможности поделится полученным продуктом в виде комплексов утренних гимнастик с товарищами, сотрудниками и родителями.

Планирую продолжить работу по формированию навыков ходьбы и бега у младших дошкольников, делиться имеющимся опытом с заинтересовавшимися. В настоящее время изучаю новую методическую литературу, методические разработки с целью поиска интересных форм и методов работы.

Публикации по теме:

Консультации для родителей «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей» Дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Ребёнку трудно сидеть неподвижно, его утомляет однообразие. Когда ребёнок ничем.

Об утренней гимнастике как средстве закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников Беседы о здоровье человека актуальны с незапамятных времен и собирают огромное количество участников. Только здоровый человек с хорошим.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников
Опубликовано: 19 июня 2015 в 18:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала Лето – самое долгожданное время года. Вся жизнедеятельность детей в летний период...
НОД «Яблонька» в образовательной области «Художественное творчество»
Цели занятия: 1. Расширять знания детей о плодовых деревьях, о яблоках. 2. Развивать мелкую моторику рук, 3. Развивать у детей видение художественного...
Лэпбук «Домашние животные»
Лэпбук предназначен для детей дошкольного возраста Лэпбук - это тематическая папка со множеством кармашков, подвижными деталями, фигурными конвертиками,...