Получи документы

Влияние здоровьесберегающих мероприятий на психо-физическое развитие детей в условиях ДОУ

Ирина Семченко
Влияние здоровьесберегающих мероприятий на психо-физическое развитие детей в условиях ДОУ

Проект

Тема: «Влияние здоровьесберегающих мероприятий на психофизическое развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цели: Выявить влияние здоровьесберегающих мероприятий на оптимизацию психофизического развития детей старшего возраста

Содержание

Актуальность

I. Теоретические основы оптимизации психофизического развития детей 5-7 лет посредством здоровьесберегающих мероприятий в условиях ДОУ

Публикация «Влияние здоровьесберегающих мероприятий на психо-физическое развитие детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

1.1. Психофизическое развитие детей 5-7 лет

1.2. Понятие и компоненты здоровьесберегающей среды в системе дошкольного учреждения

I. Опыт оптимизации психофизического развития детей 5-7 лет посредством здоровьесберегающих мероприятий в условиях ДОУ

2.1. Анализ состояния психофизического развития дошкольников в ДОУ

2.2. Программа оптимизации психофизиологического развития дошкольников

2.3. Результаты оптимизации психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Актуальность.

Дошкольный возраст – особое время в развитии ребенка. Именно в данный возрастной период интенсивно развивается как психическая, так и физическая системы, закладываются способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.

Здоровье – залог успеха в процессе обучения, именно поэтому чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо уже в условиях дошкольных учреждений путем здоровьесберегающих мероприятий оптимизировать психофизическое развитие детей 5-6 лет.

Объект исследования – процесс психофизического развития детей в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования – оптимизация психофизического развития детей 5-6 лет посредством здоровьесберегающих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования – выявить эффективность влияния здоровьесберегающих мероприятий на оптимизацию психофизического развития детей 5-6 лет в условиях ДОУ.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

а) проанализировать понятие и компоненты здоровьесберегающих мероприятий;

б) изучить методы и направления психофизического развития детей старшего дошкольного возраста лет;

в) рассмотреть современное состояние здоровьесберегающих мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях.

1.2. Понятие и компоненты здоровьесберегающей среды в системе дошкольного учреждения

Поскольку сохранение и укрепление здоровья детей является одной из основных стратегических задач развития страны, то с первых дней пребывания в системе дошкольного учреждения начинается процесс приобщения детей к ценностям и привычкам здорового образа жизни, развитие культуры здоровья. И от того, насколько правильно организован этот процесс зависит будущее ребенка.

Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является формирование у детей дошкольного возраста знаний и практических навыков для поддержания и укрепления здоровья, а также необходимости в систематических занятиях физической культурой и спортом, создании здоровьесберегающей среды.

В самом словосочетании «здоровьесберегающая среда» основополагающим понятием является здоровье.

Компонентами здоровья считается здоровье физическое, психическое и нравственное (оно же социальное). Нравственное же здоровье считается высшей степенью общего здоровья человека, поскольку определяется нормами морали и нравственности конкретного общества. Одного физического и психического здоровья недостаточно для того, чтобы человек считался полностью здоровым.

Но здоровьесберегающая среда предполагает не только усилия в отношении ребенка, но также и в отношении взрослых. Поскольку именно от них зависит будущее ребенка. К компонентам здоровьесберегающей среды традиционно относят следующие:

- Благоприятный морально-психологический климат;

- Санитарно-эпидемиологический режим и гигиенические условия жизнедеятельности детей.

- Полноценное питание детей, соблюдение режима питания напрямую влияет на здоровье ребенка.

- Физическое воспитание детей должно быть направлено на формирование двигательных навыков и оздоровление ребенка.

- Рациональный учебно-воспитательный процесс регламентируется нормативно-правовыми актами, которые устанавливают максимальную нагрузку на детей дошкольного возраста в процессе обучения.

- Лечебно-профилактическая работа с детьми

Таким образом, все компоненты здоровьесберегающей среды создают эмоционально-комфортные условия для пребывания детей в детском саду, формируют здоровый образ жизни и сохраняют здоровье ребенка на всех этапах его обучения и развития.

I. ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ2.1. Анализ состояния психофизического развития дошкольников в ДОУ

В практической части работы по изучению психофизиологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста были выбраны две методики:

1. «Пальцем окрашивания тест»,

2. Тест «Дом, дерево, человек».

Экспериментальная работа предполагает несколько этапов работы. На первом этапе проводится работа по выявлению индивидуальных особенностей детей выбранной группы, а также первичная диагностика и анализ результатов первичного исследования.

На втором этапе в группе проводятся мероприятия по коррекции психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе проводится повторная диагностика, подведены итоги исследования.

В качестве первой методики исследования была выбрана проективная методика исследования личности, предложенная Р. Ф. Шоу (1932) и в дальнейшем разработанная П. Наполли (1951) «Пальцем окрашивания тест». Чем более развита мелкая моторика рук ребенка, тем более развитой является его речь.

Для проведение диагностики по методике «Пальцем окрашивания тест» были использованы бумага для рисования, краски шести основных цветов (синий, черный, красный, коричневый, зеленый и желтый. Детям, участвующим в исследовании были даны четкие инструкции о том, что можно использовать любые сочетания цветов, рисовать можно только пальцами. В процессе проведения диагностики по вышеуказанной методике учитывались следующие показатели:

1. Поведение ребенка, включая дистанцированность, вовлеченность и пр.

2. Степень владения мелкой моторикой.

3. Распределение по времени.

4. Использование пространства (хватало ли бумаги, или наоборот она использовалась экономно).

5. Какие цвета преимущественно использовались, направление и расположение мазков.

6. Содержание рисунка.

После проведения исследования были подведены первые итоги. В процессе наблюдения были определены некоторые индивидуальные особенности старших дошкольников, участвовавших в исследовании. На основе полученных данных была составлена таблица.

Таблица 1. - Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест».

Для наглядности полученные данные были отражены в диаграмме, см. Рисунок 1.

Рис. 1. – Внутреннее состояние старших дошкольников

Таким образом, можно отметить, что равное число испытуемых продемонстрировало как комфортное внутреннее состояние, так и негативные явления. Лишь один ребенок оказался на границе комфорта и негативизма.

Вторая методика, которая была использована на этапе первичной диагностики - рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Поскольку дом, дерево и человек – символы, отражающие внутреннее состояние человека. Рисуя дом, дерево и человека каждый рисует самого себя, добавляя черты в автопортрет и значимые для себя характеристики.

Особое внимание уделялось деталям нарисованных объектов, так как считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации.

Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников, таких как: тревожность, агрессивность, раздражительность, в этом тесте служили следующие параметры: длительная штриховка; отсутствие окон; перерисовывание объекта; широко расставлены руки; дерево, как два дерева; ограничение пространства, подчёркнутая талия; отсутствие руки, ноги; мёртвое дерево, больной человек; выделенное лицо; облака.

Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек» были следующими.

_вновь выделяется группа детей из 7 человек, которые проявили в своих рисунках больше негативных внутренних переживаний в виде беспокойства, тревоги и даже страхов. Также, как в случае применения первой методики, выделялась группа также из 8 детей, которые демонстрировали показатели внутреннего комфорта. Детей с пограничным состоянием выявлено не было

Методике «Дом. Дерево. Человек»

После выполнения задания, с каждым ребенком были проведены беседы о содержании рисунков. В группе с негативными показателями отмечалась противоречивость высказываний, что говорит о внутренних конфликтах и сложностях в общении с окружающими. Наблюдения за детьми из «негативной» группы показали, что они мало вступают в контакт даже со взрослыми, достаточно замкнуты и малоконфликтны.

Для наглядности результаты отражены в Диаграмме на Рисунке 2.

Сравнительные результаты двух методик представлены на Рисунке 3.

Рис. 3 – Сравнительные результаты первичной диагностики

Для того, чтобы выяснить не только психическое состояние развития детей старшего дошкольного возраста, но и физические показатели здоровья, был проведен анализ состояния здоровья и физического развития дошкольников избранной группы.

Данные о здоровье представлены на Рисунке 4.

Рис. 4 – Распределение по группа здоровья

Также были проанализированы статистические данные о количестве пропусков по болезни

Также были проанализированы физические показатели детей (уровень физической подготовки). Для этого были проведены наблюдения за детьми, в том числе при физической подготовке

2.2. Программа оптимизации психофизиологического развития дошкольников

Программа включала в себя два основных раздела: первый раздел включал в себя коррекцию физического развития, второй – психокоррекцию.

Мероприятия первого раздела предполагали:

В течение дня обязательно использование динамических пауз (5-минуток). Например, «День-ночь». Это очень простая гимнастика для глаз.

Наблюдения за детьми показали, что даже те дети, которые неохотно занимались в физкультурном зале, с удовольствием включалась в активную деятельность.

Также использовались подвижные и спортивные игры – проводятся каждый день как часть непосредственно организованной деятельности по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате.

Были проведены беседы о ценностях здорового образа жизниЗатем более подробно воспитатель рассказал о правилах здорового образа жизни, и детям были даны картинки с продуктами. Дети должны были разделить продукты питания на полезные и условно вредные.

Дети участвовали в конкурсе «Здоровое питание». Это был совместный творческий проект. Задание было дано каждому ребенку: совместно с родителями дети должны были подготовить поделку или рисунок о здоровой пище.

Систематические занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Во второй половине дня проводились игры

Для коррекции психологического развития предлагались разные техники. Например, пластилинография.

На занятиях использовались методы арттерапии –оздоровление детей при помощи искусства. Это различные увлекательные творческие мероприятия : рисование, лепка, аппликация, оригами и т. д. ; занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое другое [24].

Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Целью занятий оригами в школе является развитие мелкой моторики рук и общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Сказкотерапия использовалась для психологической и развивающей работы. Сказки незаменимы в жизни ребёнка, их роль очень высока, они способны развивать их, воспитывать и решать психологические проблемы [25]. Сказка является понятным для ребенка языком общения и познания, а также объясняет сложные нюансы человеческих взаимоотношений, нравственные и моральные нормы и ценности, модели поведения человека в различных ситуациях.

Также использовались такие здоровьесберегающие технологии

Также была проведена работа с родителями, поскольку оптимизация психофизиологического развития ребенка не дает положительных результатов, если в процессе не принимают участие родители воспитанников.

В целом, можно сказать, что программа оптимизации развития дошкольников была реализована в полном объеме. Ее результаты освещены в следующем параграфе.

2.3. Результаты оптимизации психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Проективная методика исследования личности «Пальцем окрашивания тест» позволяло провести анализ значимых характеристик личности ребенка. Вновь детям были даны листы бумаги для рисования, краски шести основных цветов, были даны четкие инструкции о том, что можно использовать любые сочетания, рисовать можно только пальцами. По времени детей не ограничивали.

Если при первичной диагностике было выявлено, что у 8 из 15 дошкольников отмечаются негативные внутренние переживания, то вторичная диагностика показала снижение числа детей с такими проявлениями до 5 человек.

Для наглядности полученные данные были отражены в диаграмме, см. Рисунок 5.

Рис. 5. – Внутреннее состояние старших дошкольников

Для сравнительной диагностики была построена диаграмма, отраженная на рисунке 6. Совершенно очевидно, что применение мероприятий из предложенной программы, благоприятно сказывается на психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Рис. 6. – Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики

Вторая методика, которая вновь была использована на этапе вторичной диагностики - рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Для наглядности результаты отражены в Диаграмме на Рисунках 7, 8.

Рис. 7. – Степень проявления негативных внутренних состояний (вторичная диагностика)

Рис. 7. – Проявление негативных внутренних состояний (сравнительные результаты)

Наблюдения за детьми во время рисования показали, что дети стали меньше отвлекаться, мешать друг другу. В основном, вели себя спокойно и сдержанно. Это также подтверждает положительные тенденции в развитии детей, так как дети с комфортным внутренним состоянием рисуют спокойно, без лишних комментарием, не мешая другим, используя различные цветовые сочетания.

Сравнительные результаты двух методик представлены на Рисунке 8.

Рис. 8 – Сравнительные результаты вторичной диагностики

Для того, чтобы выяснить не только психическое состояние развития детей старшего дошкольного возраста, но и физические показатели здоровья, был проведен анализ состояния здоровья и физического развития дошкольников избранной группы.

Данные о здоровье представлены на Рисунке 9.

Рис. 9 – Распределение по группа здоровья

Таким образом, анализ психофизического развития детей избранной группы показал, что часть детей по-прежнему нуждается в коррекции развития, однако их число снизилось, показатели как психического, так и физического развития улучшились, что говорит об эффективности избранной тактики, применения мероприятий в рамках оптимизации психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшей задачей современного образования является разработка эффективных мер, направленных на укрепление здоровья подрастающего поколения. Успех работы по привитию здорового образа жизни заключается в слаженности работы трех факторов: ребенок – семья – педагог дошкольного образования.

Благоприятный психологический режим, гигиенические условия, полноценное питание, физическое воспитание, рациональный учебно- воспитательный процесс - эти и другие компоненты здоровьесберегающей среды в комплексе формируют здоровый образ жизни и способствуют сохранению здоровья ребенка на всех этапах его обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над оптимизацией психофизического развития должна быть комплексной, включать в себя различные мероприятия, регулярной и достаточно длительной. Начало коррекции и оптимизации психофизического развития ребенка должно начинаться в семье, продолжаться в дошкольном учреждении, а затем и в школе. Необходимо формировать ценности здорового образа жизни, что обеспечит активное и сознательное привлечение каждого ребенка к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

Список литературы

1. Абдуллина Н. В. Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии :сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч. -практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.- с. 43.

2. Айзман Р. И. Здоровье ребенка – эпицентр современного образования / Р. И. Айзман // Валеологические аспекты образования. –Барнаул, 1996.–с. 12.

3. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал: Школа для малышей.. -- М. : Мастер, 1992. - 80 с.

4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [текст]/ Л. С. Выготский. – Санкт– Петербург: Союз, 1997. – 224 с.

5. Горносталев, М. Д. Понятие "здоровый образ жизни" в современной педагогической науке [Текст] / М. Д. Горносталев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Научный журнал. - 2008. - N 5. - С. 183-186

6. Детская психология : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - 4-е изд., перераб. - Москва [и др. ] : Питер, 2009. - 240 с.

7. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет : Пособие для педагогов дошк. учреждений / [И. К. Шилкова и др. ]; Науч. ред. Безруких М. М. - Н. Новгород : ВЛАДОС, 2001. - 333 с.

8. Казначеев, В. П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века [Текст] : сборник статей и докладов В. П. Казначеева (2007-2012 гг.) / В. П. Казначеев; Международная Славянская акад. наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирское отд-ние, РОО Ин-т Человека, Совет содействия развитию курортологии (г. Белокуриха). - Новосибирск: ЗСО МСА, 2012. - 384 с.

9. Касимов, Р. А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни [Текст] / Р. А. Касимов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. № 2. - С. 23-24.

10. Климова Т. В. Инновационные подходы к организации опытно- экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. –С. 56.

11. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] /Т. С. Комарова. – М. : Мозайка – синтез, 2005. – 128 с.

12. Кроль, В. М. Психофизиология человека. [Текст] / В. М. Кроль – СПб. : Питер, 2003. – 304 с.

13. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды [Текст] / П. Ф. Лесгафт. - МОДЭК, Институт практической психологии, 1998. - 134с.

14. Личность школьника : От задержки псих. развития до одаренности : Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Кулагина. - М. : Творч. центр Сфера, 1999. - 188,[1] с.

15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

16. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А. Медведевой, 2001. – 246 с.

17. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии Текст. учеб. пособие / A.M. Митяева. М. : Изд. центр «Академия», 2008.-192 с.

18. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов [Текст]. – 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.

19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.

20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов [Текст]/ Л. Ф. Обухова. – Москва: Высшее образование; МГППУ, 2008. – 460 с.

21. Отставнова, Е. А. Конституционно-правовое обеспечение здорового образа жизни в России [Текст] / Е. А. Отставнова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 4 (93). - С. 234-237.

22. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет [Текст] / сост. Т. В. Калинина [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2011 ( Калач-на-Дону: Калачевская типография). – 151 с.

23. Психология младшего школьника : учебное пособие / Волков Б. С. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Центр педагогического образования (ЦПО, 2007. - 223 с.

24. Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни [Электронный ресурс]

25. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г., Белостодкая Е. М. и др. Гигиена детей и подростков [Текст] : Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и

26. психология здоровья в школе и дома [Текст] / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ. – 2005. – 320 с.

27. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года URL : https://www.kremlin.ru/supplement/424

28. Сухарева, Л. М., Надеждин, Д. С., Рапопорт, И. К. Влияние состояния здоровья на психофизиологические и психосоциальные характеристики первоклассников //., 2008. – С. 168–169.

29. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье [ Текст] : программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. - М. : Школьная Пресса, 2009. - 71 с.

30. Терновская, С. А. Основы проектирования здоровьесберегающей среды 14 в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2010. - №8. – с. 27- 29.

31. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773. ( дата обращения: 20.09.18)

32. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс].

.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние здоровьесберегающих мероприятий на психо-физическое развитие детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 08:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД