Кушу Ирина Муратовна
Внедрение рабочей программы воспитания в ДОУ как структурного компонента основной образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Свое выступление мне бы хотелось начать со слов Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Программа воспитания является обязательным компонентом образовательной программы ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Публикация «Внедрение рабочей программы воспитания в ДОУ как структурного компонента основной образовательной программы» размещена в разделах
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.
Цель - создание условий для развития личности детей и их ценностного самоопределения.
Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и дошколятами, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса.
К дошкольному возрасту более подходят следующие основные направления воспитания.
- во-первых, расширяется само понятие «воспитание» : «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде»;
- во-вторых, дополняется определение образовательной программы : программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы;
- в-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы.
В МБДОУ «Детский сад № 1 «Насып» а. Понежукай накоплен большой опыт воспитания детей дошкольного возраста. Над созданием Программы воспитания в нашем детском саду в течение года работала группа квалифицированных воспитателей и педагогов. Все наработки, сильные стороны, традиции нашего детского сада нашли место в нашей «Программе воспитания». При выборе направлений воспитания руководствовались своей образовательной программой, традициями ДОУ, возможностями материально – технической базы учреждения.
Основные направления работы в соответствии с программой воспитания представлены на экране.
Основные направления воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» а. Понежукай:
• воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, аулу, Родине;
• уважение к людям разных национальностей, государственной символике;
• приобщение к здоровому образу жизни;
• развитие творчества.
Особое внимание при разработке программы воспитания было необходимо обратить на использование примеров, рассказывающих о наших соотечественниках, совершивших героические поступки, добившихся личного успеха в служении на благо общества и государства. Кроме этого, несомненно, важно уделять внимание истории и традициям своей Республики, чтобы дети больше узнавали свою малую Родину.
Рабочая программа воспитания в детском саду призвана обеспечить достижение дошкольниками целевых ориентиров, указанных во ФГОС ДО.
- усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- становление их самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения к духовно- нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России, чувства гражданской принадлежности и социальной ответственности.
Рабочая программа воспитания Детского сада №1 «Насып» включает в себя четыре основных раздела.
- Раздел 1. «Особенности организуемого в МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» воспитательного процесса», в котором описана специфика деятельности МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» в сфере воспитания.
- Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формируется цель воспитания и задачи, которые МБДОУ «Детский сад №1 «Насып» предстоит решать для достижения цели.
- Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
- Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы.
Педагогический коллектив ДОУ успешно решает задачи знакомства дошкольников с народными праздниками и традициями, формирования у дошкольников трудолюбия, уважительного отношения к традициям своего народа.
Поскольку ценность здоровья лежит в основе физического направления воспитания, нами разработана и реализуется Программа здоровьесбережения «Здоровый дошкольник», основная цель которой – воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Воспитательная деятельность в нашем детском саду осуществляется также в социальном партнерстве со школой, организациями культуры, спорта и дополнительного образования.
Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий. В основе подхода к воспитанию лежит понятие «система», в которой все элементы, составляющие целостность, работают на конечную цель – формирование гармоничной личности.
Педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детско-взрослых сообществ в рамках возрастных групп, кружков, студий и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
При разработке программы воспитания для нашего детского сада основные акценты были расставлены на условиях, созданных в ДОУ, на анализ годового плана, и самоанализ за прошедший учебный год. А так же, естественно, учитывались интересы детей.
На мой взгляд выведение программы воспитания в отдельный документ немного непонятно, так как в детском саду само воспитание занимает практически 80 % времени пребывания ребенком в дошкольном учреждении. Всегда это воспитание было основным фоном, дошкольного образования. А ключевой фигурой воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель, поскольку современные родители иногда забывают о приоритетности семейного воспитания над детсадовским.