Папки-передвижки

Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся

Наталья Трофимова
Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся

Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы для дальнейшего обучения. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо предоставить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.

Публикация «Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся» размещена в разделах

Остановимся подробнее на познавательном интересе - особом виде интереса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования [2, c.32].

Чаще всего выделяют три уровня познавательного интереса. Г. И. Щукина [4, c.45] характеризует низкий уровень познавательного интереса как открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана репродуктивная деятельность. учащихся.

Для среднего уровня характерен интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. В деятельности ученика следует отметить его стремление к поисковой активности, часто связанной с ее прикладным характером.

Высокий уровень характеризуется интересом ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

Об интеллектуальной активности как проявлении интереса к учению можно судить по многим действиям. Во-первых, это вопросы учеников, выражающие их стремление постичь еще неясное, глубже познать предмет своего исследования. Конечно, вопросы учащихся имеют различный уровень познавательной ценности, поэтому следует иметь в виду те вопросы, которые носят подлинный смысл, обнаруживают желание ученика уточнить или расширить представление о предмете или явлении. Поэтому стремление задавать вопросы - это не только проявление, но важный шаг на пути укрепления познавательного интереса. Во-вторых, это желание и стремление учащихся по собственной инициативе участвовать в учебной деятельности, в обсуждении сложных вопросов и дискуссиях, в дополнении ответов и исправлении ошибок своих товарищей, в высказывании субъективной точки зрения по выдвинутой теме [3,c.67].

Цель нашего исследования изучение познавательного интереса у младших школьников к урокам математики. Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 38 г. Барнаула в 5 "В" классе, где обучающихся 18 человек.

Для получения информации об уровне познавательного интереса у младших школьников к математике были использованы три методики: методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская); методика «Перечень любимых занятий» разработанная М. В. Матюхиной; методика «Цветные лепестки».

Опишем ход проведения диагностирующих методик и их результаты.

1) Методика выявления познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинской).

Школьнику выдавался бланк анкеты и предлагалось выбрать из предъявленных возможных вариантов ответа какой- либо один.

Анализ полученных данных показывает, что у 41% учащихся класса сильно выраженный познавательный интерес. Это дети, которым нравится выполнять сложные задания по математики, они активно пользуются дополнительной литературой, всегда находят ответы на интересующие их вопросы. 35% учащихся класса проявляют умеренный познавательный интерес. Такие школьники не всегда читают дополнительную литературу, иногда им нравится выполнять сложные задания по математики, когда они узнают на уроке что-то новое не всегда делятся этим с близкими. Дети со слабой познавательной активностью составляют 24%, таким детям не нравится выполнять сложные задания по математике, решать задания на сообразительность, они не пользуются дополнительной литературой.

2) Методика уровней развития интереса к содержанию и процессу учения (методика "Перечень любимых занятий" М. В. Матюхиной). Испытуемому предъявляется бланк с перечнем занятий и предлагается выбрать самые любимые утверждения [1,c.15].

Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся класса 94% наблюдается интерес к занимательности. Это те дети, которые любят слушать учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное.

Почти у половины класса (47%) характер интереса выражается в привлекательности фактов. Таким детям интересно узнавать правила написания слов, узнавать о математических действиях и законах, которым они подчиняются. Чуть больше половины учащихся класса (53%) фиксируют пристрастие к сути явления. Этим школьникам интересно узнавать, откуда произошли числа, почему предмет называется определенным словом. 65% заинтересованы в самом процессе действий. Такие учащиеся любят выполнять сложные задания по русскому языку, решать дополнительно задачи по математике. Самый маленький процент - 29% приходится на поисково-исполнительный уровень. Такие школьники любят пользоваться дополнительной литературой по русскому языку и по математике. Для 41% учащихся класса характерен интерес к творческому уровню. Дети предпочитают сами составлять упражнения по русскому языку, задачи по математике.

Таким образом, можно сделать вывод, что в классе у многих детей уровень развития интереса к содержанию и процессу учения проявляется в интересе учащихся к занимательности и заинтересованности в самом процессе действий. Меньше всего детей привлекают факты.

3) Методика "Цветные лепестки".

Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей. Нужно раскрасить эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету. Далее ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

В ходе обработки полученных данных определяется коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся. «Вес» предмета определяется по формуле :

А = К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место – 2 балла, 5 место – 1 балл).

Анализ полученных данный показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету физическая культура (К=46, на втором месте - изобразительное искусство (К=43, третье место занимают два предмета математика (К=32) и технология (К=32, на четвертом месте - естествознание (К= 28, пятое место у предмета русский язык (К=23, шестое место - литература (К=20, на седьмом месте предмет иностранный язык (К= 14, на предпоследнем месте – риторика (К= 12, а на последнем основы религиозных культур и светской этики (К= 6).

Таким образом, учащиеся заинтересованы в таком предмете как физкультура; заинтересованность в математике состоит на третьем месте.

Анализ методик показывает, что большинство учащихся проявляют интерес к занимательности. Это те дети, которые всегда внимательно слушают учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное. Учителю следует использовать дополнительные источники информации для подготовки к занятиям, предоставлять информацию, ссылаясь на жизненный опыт. Так же учителю стоит организовывать школьные предметные недели, на которых будут проводиться олимпиады, математические конкурсы, викторины, вечера. На таких мероприятиях каждый учащийся сможет попробовать себя в разных ролях, используя свои силы в различных видах деятельности.

Для того, что бы повысить познавательный интерес к математике, мы разработали серию занятий по повышению познавательного интереса. Были проведены математический КВН и викторины. В ходе проведения этих мероприятий мы использовали средства ИКТ. Так же школьники рисовали стенгазету по математике, включив в нее занимательный и исторический материал по изучаемым темам.

На контрольном этапе были проведены те же методики. Представим полученные результаты.

1) Методика выявления познавательной активности младшего школьника А. А Горчинской.

Анализ полученных данных показывает, что у большинства младших школьников 59% сильно выраженный познавательный интерес. По сравнению с констатирующим этапом показатель повысился на 18%. Это те дети, которые с удовольствием выполняют сложные задания по математики, используют дополнительную литературу, всегда задают и находят ответы на интересующие их вопросы. 29% учащихся класса познавательный интерес умеренный (повысился на 6%). Количество детей со слабой познавательной активностью уменьшилось, что по результатам составляют 12%.

2) Методика уровней развития интереса к содержанию и процессу учения (методика "Перечень любимых занятий" М. В. Матюхиной).

Анализ полученных данных показывает, что у 100% учащихся наблюдается интерес к занимательности. Этот уровень повысился на 6%. Это те дети, которые всегда внимательно слушают учителя, когда он приводит интересные примеры или рассказывает что-то не обычное.

Больше чем у половины класса (59%) характер интереса свидетельствует о привлекательности для ребенка фактов. Этот уровень повысился на 12%. Таким детям интересно узнавать о правилах написания слов, откуда они произошли, что означают, узнавать о математических действиях, пути их решения. 70% учащихся класса фиксируют пристрастие к сути явления (уровень повысился на 17%). 88% заинтересованы в самом процессе действий. В сравнении с предыдущим этапом этот уровень остался неизменным. У 65% познавательный интерес подтверждается в поисково-исполнительном уровне. 53% отражают интерес к творческому уровню (показатель повысился на 11%).

3) Методика "Цветные лепестки"

Анализ полученных данный показал, что наиболее высокий уровень познавательного интереса у учащихся вызывает к предмету математика (К= 55, на втором месте предмет физическая культура (К= 43, третье место занимает предмет изобразительное искусство (К= 39, четвертое место занимает предмет технология (К=28), пятое место у предмета русский язык (К=22, шестое место - естествознание (К=20, на седьмом месте предмет литература (К=16, на восьмом месте - иностранный язык (К=10, далее - риторика (К=8, на последнем месте основы религиозных культур и светской этики (К=5).

После проведения формирующего эксперимента учащиеся стали проявлять большую заинтересованность к математике. Это было достигнуто за счет использования различных видов и форм занятий, средств ИКТ. Таким образом, внеурочные занятия по математике в начальной школе с успехом могут быть использованы для развития познавательного интереса, углубления знаний учащихся в области программного материала, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Библиографический список:

1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб. : Речь, 2005. - 128с.

2. Гребенкина, Л. К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л. К. Гребенкина. - Рязань: РГПИ, 1986. - 149с.

3. Труднев, В. П. Внеклассная работа по математики в начальной школе / В. П. Труднев. - М. : Просвещение, 1975. - 234с.

4. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1893. - 167с.

Публикации по теме:

Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников. Коллективная работа «До свиданья, лето!»Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников. Коллективная работа «До свиданья, лето!» Коллективное творческое дело как средство формирования взаимодействия дошкольников «Что одному не под силу, легко коллективу». «Когда рук.

Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД План самообразования Тема: Групповая работа как средство формирования УУД. Цель: освоение технологии групповой работы для активного включения.

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.

Консультация для родителей «Формирование познавательного интереса ребенка к элементарной математике» В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Очень часто можно встретить такую ситуацию, когда в семье.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ. Образовательных технологий.

Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно.

Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников Детей дошкольного возраста можно назвать «почемучками», поскольку их свойства характера отличает повышенная любознательность, заинтересованность.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся
Опубликовано: 16 января 2019 в 16:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД