Лучший педагог года

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Мария Иванова
Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор».

Задачи:

• осуществлять коррекцию недостатков в развитии речи и способствовать её дальнейшему формированию;

• развивать индивидуальных качеств и возможностей каждого ребёнка;

• развивать внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнить, находить оптимальные решения развития воображения фантазии творческих способностей;

• воспитать интерес к ДИП «Сонор»;

Публикация «Интеллектуальная игра ДИП „Сонор“ как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• разработать систему развивающих игр «Сонор», способствующих формированию логического мышления, сообразительности, коммуникабельности, нравственных и интеллектуальных и творческих способностей;

• выявлять одаренных детей и оказывать помощь в развитии таланта.

Актуальность: процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Необходимо, чтобы дети хорошо овладели речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов, в число которых входит игра ДИП «Сонор», а также авторские разработки воспитателя по ней.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств ребенка, его чувств, эмоций. Организация работы с детьми строится на основе игры с учетом индивидуальных, личностных возможностей каждого ребенка. Форма организации детской деятельности могут быть различными, но важно, чтобы средства для достижения задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные варианты игры ДИП «Сонор» : дидактические игры, развивающие игры, игры-эксперименты с материалами по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного материала.

В игровой форме ребенок преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку в игре у него повышается умственная активность и работоспособность. У ребенка возникает потребность в интеллектуальной деятельности и познания нового. При этом важно придерживаться главного направления в работе с детьми: развития познавательной и речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.

Интеллектуальная динамическая игра преследования «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.

Игра «Сонор» развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа.

Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях; умение общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, а также правильное полу ролевое поведение.

В кружок посещают дети старшей и подготовительной группы. Проводится два раза в неделю, в форме групповые и индивидуально для лучшего усвоения материала. На занятиях с детьми применяются разные методы и приемы обучения; гимнастика для пальцев, рассказ, показ, объяснение, беседа, отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, решение логических задач, конструирование, моделирование, составление фигур из плоскостного материала. При проведении занятий широко используются произведения устного народного творчества, национальные настольные и подвижные игры.

При обучении детей установлено четыре варианта игры: настольная, графическая, подвижная и компьютерная.

Авторские игры по ДИП «Сонор» для детей 3-4 лет

«Дойди до линии»

Правила игры: участвуют 5 детей. По команде воспитателя дети, ставя ходовые кружочки вплотную друг к другу, должны дойти до линии.

«Попади в игрушку»

На кружочки, находящиеся на расстоянии 3-4 шага друг от друга, стоят игрушки. Дойдя до мячей, дети катят их так, чтобы попасть в игрушку. При каждом попадании детям выдаются фишки.

«Принеси игрушку»

Дети стоят на кружочках. По команде воспитателя дети с помощью своих кружочков добираются до игрушки, хватают его и бегут обратно.

«Собери землянику»

Дети, передвигаясь с помощью своих кружочков, собирают землянику. После команды «Стоп!» посчитывается количество собранной земляники и выявляется победитель.

«Бросок в корзину»

Дети, передвигаясь с помощью своих кружочков, добираются до мячей и бросают их в корзину.

«Поймай мяч»

Дети стоят на кружочках. Воспитатель поочередно бросает мяч. Кто поймает его, тот делает один шаг.

«Утки и охотник»

5 детей становятся «утками», 1 ребенок – «охотником». «Охотник» делает 2 шага с помощью своего кружочка, потом бросает мячиком в «уток». «Утка», в которую попадет «охотник», выбывает из игры.

«Дойди до товарища»

Дети, передвигаясь с помощью своих кружочков, добираются до своих «товарищей», а «товарищи» идут обратно. Выигрывает тот, чей «товарищ» придет первым.

«Найди пару»

Детям показывают нарезки геометрических фигур. Надо найти пары этим нарезкам, передвигаясь с помощью кружочков. Также вместо геометрических фигур можно использовать изображения животных.

«Найди свой цвет»

Каждому ребенку называют цвета. По команде воспитателя, передвигаясь с помощью кружочков, дети должны дойти до своих цветов.

Подвижная игра «Стремление к победе» (с кубиком)

Цель: развить определение ориентировки, умение считать, стремление играть честно и побеждать.

Инвентарь: поле для игры, кубик с отметками «1», «2», «3», «к», «у», «х».

Правила игры: ходят по очереди, бросая кубик. Если выпадет цифра, ребенок ходит на выпавшее число шагов носок в пятку. Если выпадет «к» шаг назад, «у» - направо, «х» - налево. Победитель определяется расположением игрока, в зависимости от того на какой линии находится игрок.

Есть еще вариант игры на магнитной доске, где вместо фигурок используются магнитики.

Игра на интерактивной доске «Волк и семеро козлят»

Цели:

познакомить детей с якутской подвижной игрой «Сонор»;

• закрепить знания детей о домашних и диких животных;

• приспособить детей к использованию интерактивной доски в целях учебы;

• активизировать и обогащать словарный запас детей;

• воспитывать через игру умение быть честными и внимательными.

Оборудование: интерактивная доска, пк или ноутбук.

Ход игры: Воспитатель включает игру «Сонор» на интерактивной доске. Дети разделяются на пары и подходят по очереди. Потом делают шаг при помощи стилуса. Таким образом происходит игра на доске по правилам настольной игры «Сонор». Такой современный вариант игры более актуален и интересен для детей.

Подвижный вариант игры «Алаа Моус уонна Бухатыырдар»

Игра «Сонор» развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, с фольклором и искусством своего народа.

Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях; умение общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, а также правильное полоролевое поведение.

Правила игры «Сонор»

Пять «убегающих» пытаются перейти на противоположную сторону поля до поимки их «преследователем». В начале игры тот находится в середине противоположной от «убегающих» стороны и стремится поймать их как можно дальше от своей стороны.

Ходом фигуры называется перемещение на расстояние равное ее диаметру, шаг осуществляется следующим образом:

Слегка прижать фигуру одной рукой к игровой доске, чтобы она случайно не сдвинулась с места. Приставить к этой фигуре впритык запасную фигуру, имеющую такие же размеры. Убрать фигуру, оставив на поле запасную. Противники совершают ход своими фигурами поочередно, причем первыми ходят «убегающие».

Прежде им «ходить» необходимо оценить ситуацию и выбрать направление бегства и или преследования. Фигуру могут ходить в любом направлении.

С начала все 5 зайцев совершают по одному ходу, и после этого волк делает 1 ход и т. д.

Основные формы работы с родителями

Информирование, родительские собрания, индивидуальные беседы, стендовая информация, консультации, печатная продукция, совместная деятельность, проведение выставок, конкурсов, турниров по игре ДИП «Сонор» Игра «Сонор» даёт возможность каждому родителю осознать, что его ребенок уникален, одарен, индивидуален и талантлив. Каждый год обновляются и проводятся выставки игровых атрибутов игры «Сонор». Можно заметить, что наши родители тоже знакомы с правилами игры, и многие занимаются с детьми дома.

Работа с детьми

Диагностика (по Земцовой О. Н. «Задачки для ума», «Запомни картинки») осуществляется 2 раза в год: сентябрь - май. Индивидуальная работа еженедельно в течение года.

Годовой план работы кружка на первый год обучения

Сентябрь 1. Диагностика

2. Ознакомление с игровым полем и фишками. Объяснение правил игры

3. «Куоска уонна кутуйахтар» (подвижный вариант) - ознакомление с игрой

4. «Куоска уонна кутуйахтар» (подвижный вариант) - закрепление игры

Октябрь 1. «Бэлиээ тиий» (подвижный вариант) - ознакомление с игрой

2. «Бэлиээ тиий» (подвижный вариант)- закрепление игры

3. «Куобахтар уонна бр» (РНС, подвижный вариант) – ознакомление с игрой

4. «Куобахтар уонна бр» (РНС, подвижный вариант) – закрепление игры

Ноябрь 1. «Оонньууру тап» (подвижный вариант) – ознакомление

2. «Оонньууру аал» (подвижный вариант) – закрепление

3. «Волк и козлята» (РНС, подвижный вариант) – ознакомление

4. «Волк и козлята» (РНС, настольный вариант) – закрепление

Декабрь 1. «Медведь в лесу» (подвижный вариант) – ознакомление

2. «Медведь в лесу» (подвижный вариант) – закрепление

3. «Гуси - лебеди» (РНС, подвижный вариант) – ознакомление

4. «Гуси - лебеди» (РНС, подвижный вариант) – закрепление

Январь 1. «Дьэдьэни хомуй» (подвижный вариант)

2. «Корзинаа бырах» (подвижный вариант)

3. «Почему сова мышей ловит» (РНС, подвижный вариант)

4. Игра - соревнование

Февраль 1. «Кустар уонна булчут» (подвижный вариант)

2. «Паараын бул» (подвижный вариант)

3. «Пчелки» (подвижный вариант) – ознакомление

4. «Пчелки» (настольный вариант) – закрепление

Март 1. «нр спк бул» (РНС, подвижный вариант)

2. «Табаарыскар тиий» (РНС, подвижный вариант)

3. «Булчут уонна тиинэр» (подвижный вариант) – ознакомление

4. «Булчут уонна тиинэр» (подвижный вариант) – закрепление

Апрель 1. «Дети и медведь» (подвижный вариант) – ознакомление

2. «Дети и медведь» (подвижный вариант) – закрепление

3. «Мээчиги хап» (подвижный вариант)

4. «Куоска уонна кутуйахтар» (подижный вариант)

Май 1. «Мээчигинэн тап» (подвижный вариант)

2. Турнир с родителями

3. Диагностика

Ожидаемый результат за первый год обучения:

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Годовой план работы кружка на первый год обучения

Сентябрь 1 – 2. Диагностика

1. «Кот и мышки» по Р. В. Аммосовой (настольный вариант)

2. «Кот и мышки» по Р. В. Аммосовой (подвижный вариант)

Октябрь 1. «Игрушки» (настольный вариант)

2. «Игрушки» (подвижный вариант)

3. «Лиса и котята» (настольный вариант)

4. «Лиса и котята» (настольный вариант)

Ноябрь 5. «Чей голос?» (настольный вариант)

6. «Чей голос?» (подвижный вариант)

7. «Коза - дереза» (РНС, подвижный вариант)

8. «Коза - дереза» (РНС, настольный вариант)

Декабрь 1. «За бурундуками» (настольный вариант)

2. «Ястреб и утки» (настольный вариант)

3. «Караси и щука» (настольный вариант)

4. «Караси и щука» (подвижный вариант)

Январь 1. «Рыбак» по Р. В. Аммосовой (настольный вариант)

2. «Лиса и дрозд» (РНС, настольный вариант)

3. Соревнование среди детей

Февраль 1. «Сокол и лиса» (настольный вариант)

2. «Снегурушка и лиса» (РНС, настольный вариант)

3. «Снегурушка и лиса» (РНС, подвижный вариант)

4. «Сокол и лиса» (подвижный вариант)

Март 1. «Птичка и Алаа Могус» (настольный вариант)

2. «Лошадки» (подвижный вариант)

3. «Старуха Бэйбэрикэн с пятью коровами» (подвижный вариант)

4. «Старуха Бэйбэрикэн с пятью коровами» (подвижный вариант)

Апрель 1. «Воробьи и кот» (настольный вариант)

2. «Как украсть Туйаарыма Куо?» (настольный вариант)

3. «Кот – серый лоб, козёл да баран» (РНС, подвижный вариант)

4. «Кот – серый лоб, козёл да баран» (РНС, настольный вариант)

Май 1. «Бабочки над поляной» по О. П. Черкашиной (настольный вариант)

2. Развлечение «Волшебный мир игры»

3 – 4. Диагностика

Ожидаемый результат за второй год обучения:

- анализировать ход игры с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- проводить сравнение по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

- в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;

- признавать свои плохие поступки;

- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.

Таким образом, дети, которые усердно занимались игрой «Сонор», растут более сообразительными и находчивыми. Они успешно участвуют на разных олимпиадах, выбирают активную жизненную позицию. Мои выпускники, занимавшиеся игрой «Сонор», сейчас учатся с высокими показателями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Умники и умницы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89» интеллектуально-познавательная игра для детей старшего.

«Сонор» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по экологии для детей старшего дошкольного возраста Цель: -закрепить знания детей о природе; -увлечь детей участием в командной деятельности; - развивать быстроту реакции, сообразительность,.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр "Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества,.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 15:24
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД