Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста

Инна Пархоменко
Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных качеств, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель моего педагогического опыта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Я стараюсь так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

В своей работе я использую: наглядно- поисковый метод, моделирование, зрительные и слуховые диктанты; игры и упражнения с палочками Кюизенера, со счетными палочками; с математическим планшетом; с кубиками по методике Никитина; игры-головоломки, задачки математического содержания и др.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к мнению, что наиболее эффективным средством, способствующим развитию познавательного интереса дошкольников, являются палочки Кюизенера. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Цветные палочки вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. На начальном этапе палочки используются детьми, как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Затем палочки уже выступают, как пособие для маленьких математиков, и тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

А помогают им пособия альбомы «На золотом крыльце», «Дом с колокольчиком», «Кростики», в которых содержится ряд заданий для самостоятельной деятельности детей.

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.

В своей работе я активно использую и игры Никитина, которые позволили создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта: развить внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняется задача – ребенок приступает к составлению узоров, которые он выполняет по готовому образцу, либо придумывает сам. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина.

А математический планшет (в его изготовлении приняли участие родители моих воспитанников) – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». А это означает развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.

Простой и функциональный игровой материал (математический планшет) позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений. Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок «рисует» самые разные изображения. - это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т. п.

"Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность

"прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с "математическим планшетом ", ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.

В этом году родители моей (старшей) группы изготовили «математический экран», который мы прикрепили к стене в группе. В самостоятельной деятельности дети свободно играют им, создавая различные по замыслу картины.

Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен.

Детей привлекает в играх-головоломках занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение предметов, форм, фигур помогут детям не только определить оптимальные возможности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений.

Использование в работе нетрадиционного материала позволяет мне занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку: вместе, рядом.

Система использования логико-математических игр с детьми старшего дошкольного возраста обеспечивает для каждого из них ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. А так же повышает уровень интеллектуального развития, сформировывает у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования :

Подводя итог, хочу сказать: не оставайтесь равнодушными к деятельности детей. Развивая способности детей уже с младшего возраста, используя современные технологии обучения, интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Коллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаКоллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .

Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста". Стремление познавать окружающий мир присуще.

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» О. В. Коржова, воспитатель МДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 августа 2018 в 11:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД