Получи документы

Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей» (1 фото)

Горохова Ирина Равильевна
Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»

Внеклассное занятие «К тайнам слова: занимательная лексика»

Тема занятия : «Красна речь пословицей» 4 класс (родной русский язык).

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Публикация «Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе „Красна речь пословицей“» размещена в разделах

2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.

Оборудование, материалы, средства наглядности: В Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», сборники пословиц и поговорок; карточки с заданиями, рисунки к пословицам.

Ход занятия:

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется… Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

Ц О В С П О А И Л (пословица)

- Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

II. Основная часть

1) Понятия «пословица» и «поговорка»

- Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова)

- Прочтите пословицу, объясните ее смысл:

«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Для того, чтобы объяснить смысл и появление данной пословицы, давайте вспомним, как рождаются поговорки и пословицы. Они рождаются на основе народных знаний, наблюдений, они - творение тех людей, которые жили задолго нас с вами. Именно поэтому их называют кладезем мудрости: много важного и интересного можно узнать из пословиц.

Но почему поговорку называют цветочком, а пословицу ягодкой? Думаю, ответ лежит в их различии: поговорка, в отличие от пословицы, ничему не учит, это лишь красивая, благозвучная фраза. Каждая пословица - крупица народной мудрости. Вот поэтому поговорки можно назвать цветочками, а пословицы - ягодками.

- Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

- Что же общего между пословицей и поговоркой?

• Краткость

• Устойчивость

• Связь с речью

• Принадлежность к искусству слова

• Широкая употребляемость

- Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)

2) Работа с пословицами и поговорками

- Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)

• Человек без Родины – что соловей без песни. (пословица)

• Как сыр в масле катается. (поговорка)

• Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (пословица)

• Готовь сани летом, зимой – телегу. (пословица)

• Говорит – что рублём дарит. (пословица)

• Ему говорить – что к стенке горох лепить. (пословица)

• Решетом воду носить. (поговорка)

• Без беды друга не узнаешь. (поговорка)

А теперь следующее задание. Пожалуйста объясните мне смысл пословицы : 1 группа (Человек без Родины – что соловей без песни). У каждого человека есть Родина. Но для всех людей она разная, обозначает что то свое. Для кого-то это место, где он родился или живет. У некоторых там остались друзья, близкие люди, родители. Вспоминаешь, думаешь о Родине всегда и везде, где бы не находился. Человек не может жить без этого, так же как и соловей, который поет свои песни всегда. Мы не можем представить себе эту птичку без песни.

2 группа (Готовь сани летом, зимой – телегу) Ко всему нужно готовиться заранее. Что бы не попасть впросак, быть собранным к нужному моменту. Душа человека спокойна, когда он готов и собран. Жить нужно не только сегодняшним днем. Стоит готовиться и к будущему. Делая все заранее, люди облегчают себе жизнь.

3) Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей (Зачитывают подготовленные дети).

А) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа». (А. Н. Толстой)

Б) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений». (Л. Н. Толстой)

В) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них есть всё : издёвка, насмешка, попрек, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами». (Н. В. Гоголь)

4. Ребята, а кто придумал пословицы?

- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)

- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)

- Таким писателем был В. И. Даль, который в 1861-1862 годах создал сборник «Пословицы русского народа».

Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о В. И. Дале.

Даль Владимир Иванович – известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», который он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

- Ребята, кто такой В. И. Даль?. В. И. Даль – собиратель пословиц и поговорок

А сейчас мы с вами немного поиграем.

III. Игры, конкурсы, занимательные задания

Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.

1. Игра «Рисунки к пословицам»

- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках

2. Игра «Закончи пословицу»

Начало пословицы читается поочередно каждой команде.

Что с возу упало, (то пропало) .

• Не плюй в колодец, (пригодится воды напиться)

• Хочешь есть калачи, (не сиди на печи)

• Не откладывай на завтра. (то,что можно сделать сегодня)

. Терпенье и труд…

• С волками жить…

• Что посеешь…

• Шила в мешке…

• Ученье – свет…

• Один в поле…

3. Театральный конкурс

Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.

4. Игра «Переставь буквы»

- Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы, объясните их смысл.

Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь. (Волков бояться – в лес не ходить) если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело.

Тен адмы збе гняо. (Нет дыма без огня) Так говорят когда распространяются какие-то слухи. Без причины ничего не бывает. Говорится чаще тогда, когда верят, что в распространившихся слухах есть доля правды.

5. Игра «Магические числа»

- Назовите пословицы, где встречаются числа.

6. Игра «Замени пословицами»

• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

Беречь время. (Делу – время, потехе – час)

• Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело)

• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь)

IV. Рефлексия.

Подведение итогов конкурса.

- Чему научились на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

(Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем миром. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости.

- Спасибо за занятие!

Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»

Было приятно с вами работать.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие по родному русскому языку в 4 классе «Красна речь пословицей»
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 22:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД