Лепетан Ирина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Вода — добрый друг и помощник человека
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе на тему :
«Вода – добрый друг и помощник человека»
Подготовила и провела :
Лепетан И. А.
2019
Цель:
Образовательные задачи:
Ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- вода может тоже растворять предметы.
Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
Развивающие задачи:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Вода — добрый друг и помощник человека» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные задачи:
Развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
• Знакомство с круговоротом воды в природе
Ход занятий
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Если мы чуть-чуть устали,
Мы на две минутки встали.
Мы потянемся сначала,
Повернёмся влево – вправо,
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз и два – присели вниз,
Три, четыре – поднялись
Кто присел раз шесть иль пять,
Может тихо постоять.
Отдохнули, а затем
Начинать подскоки всем.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Раз, два не хватай,
Руки выше поднимай.
Воспитатель. Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает. Что Это? (Сахар).(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали загадку.)
В воде родится, воды боится. Что это? (Соль).(Убираем салфетку со второго блюдца).Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгает и шипит. Что это? (Масло).
Воспитатель. Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети. Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель. Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. (Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в жёлтых баночках, а что – в зелёных.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Дети. Соль растворилась в воде.
Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. (Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)
Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра. Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч.
( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, безцветная, морская, водопроводная, речная, болотная. Родниковая). После игры воспитатель предлагает детям послушать ещё раз журчание воды.
Воспитатель. Ребята, вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?
Дети. Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода может нагреваться, быть горячей.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода». Давайте его послушаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.